жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Category:

История одной картины... Илья Репин - "Не ждали"




Эту картину Ильи Репина я помню издавна, еще со школьной скамьи. Ее название давно стало мемом, который обыгрывают все, кому не лень.

Но когда я сейчас увидела ее опять и задумалась над тем, что же именно я вижу на ней и что именно могу сказать о событии, которое она описывает, то с сожалением поняла, что ответить мне будет нечего.

Зато после прочтения ее разбора мне многое стало понятно.

Насколько же по-другому раскрывается и воспринимается произведение искусства, когда ты хоть немного начинаешь владеть его языком!



Илья Репин. "Не ждали", 1884 год
Третьяковская галерея, Москва






Момент, изображённый на картине, показывает первую реакцию членов семьи на возвращение из ссылки революционера-народовольца.

Это произведение считается «самым значительным и монументальным из полотен Репина на революционные темы» и относится к так называемой «народовольческой серии» Репина.

Репин начал работать над картиной «Не ждали» в начале 1880-х годов, находясь под впечатлением от убийства императора Александра II, совершённого 1 [13] марта 1881 года, а также от публичной казни принимавших в нём участие народовольцев-первомартовцев, которая состоялась 3 (15) апреля 1881 года и на которой он сам присутствовал.

Светлая, залитая солнцем комната. В нее только что вошел человек. Он странно одет. Усталые, глубоко запавшие глаза смотрят вопрошающе. В повороте головы, во всем его облике есть какая-то неуверенность. Он остановился в нерешительности. Его никто не ждал, и приход его - неожиданность.

Это видно по тому, как отнеслись к его появлению все люди, находящиеся в комнате. Привстала с кресла пожилая женщина в черном. Полна недоумения и испуга горничная, впустившая пришельца. С любопытством выглядывает из передней старуха. Растеряна и обрадована женщина, сидящая у рояля. Исподлобья, серьезно и строго смотрит на него девочка. Совершенно очевидно, что она его не знает или не помнит. А мальчик! Посмотрите, с каким восторгом он глядит на вошедшего. Он узнал его и рад. Еще мгновение - и с криком восторга он бросится к нему.

Художник так все изобразил, что не нужны объяснения: совершенно ясно, что неожиданно в свою семью вернулся после долгого отсутствия ее глава.

Вошедший в комнату мужчина вернулся из ссылки. Об этом говорит не только его одежда, но измученное лицо и глубоко запавшие глаза. Верно, очень он изменился, если даже родные не сразу узнали его. Женщина, сидящая у рояля, жена ссыльного, кажется слабой, болезненной. Ее взгляд выражает радость и некоторую растерянность. Фигуру матери художник поместил спиной к зрителю. Стоит только увидеть эту сутулую спину, как сразу становится ясно, что не только старость, но и горе, и трудности согнули ее.

Главным психологическим узлом композиции картины является динамика фигур ссыльного и его матери, а также пересечение их взглядов. В этот первый момент возвращения фигура матери служит связующим звеном между её сыном, который пока ещё кажется чужим в этом светлом интерьере, и остальными членами семьи.

Написать картину с такой предельной простотой и убедительностью очень и очень нелегко. Художник должен выбрать такой момент, в котором характер каждого из действующих лиц проявился бы особенно полно. Представьте себе, что он выбрал не этот момент, а другой. Все уже узнали пришельца. Сын подбежал проворнее других и повис на шее отца. Мать подошла с одной стороны, жена - с другой. Вот девочка, наверное, по-прежнему дичится и недоумевает, да горничная продолжает стоять у двери. А может, ее уже нет: поняла, что пришел свой человек, и ушла, чтобы не мешать. Будь все так, поняли бы мы, что произошло? Почему радуется мальчик, почему исподлобья смотрит девочка, а мать и жена торопятся к вошедшему?

Или художник изобразил бы еще более поздний момент: пришелец умылся, переоделся и в кругу семьи рассказывает о чем-то пережитом. Опять все было бы далеко не так ясно, как сейчас. Мы подумали бы, что все дело именно в интересном рассказе, который все так внимательно слушают. Разве можно узнать в таком сюжете сложную драму, переживаемую семьей? Конечно, нет. Вот почему выбор момента, который будет изображен в картине, так необыкновенно важен. Иногда даже говорят: "Найден момент - есть картина, не найден - нет". Ты думаешь, найти этот момент просто? Нет. Очень нелегко.

Стремление к наибольшей выразительности рождает иногда и новые варианты картины. Так, работая над картиной "Не ждали", И. Е. Репин перебрал несколько вариантов. Вначале она была задумана как внезапное возвращение курсистки (студентки).

Курсистками в то время были наиболее прогрессивно и даже революционно настроенные девушки. Часто против воли родителей они уезжали из дому, чтобы получить образование. Поэтому приезд курсистки в родной дом мог быть событием, дававшим материал для произведения. Репин даже написал такой вариант картины. Но потом, работая над картиной, художник изменил ее, углубив содержание. И уже не курсистка приезжает домой, а революционер возвращается из ссылки.

В настоящее время этот вариант картины также является частью собрания Третьяковской галереи.



У Репина долго не получался революционер. Художник не мог найти его позу, вернее движение, был недоволен собой, мучился, переделывал и даже поговаривал о том, чтобы бросить работу над картиной. Репин стремился к тому, чтобы революционер в его картине был героем и вместе с тем простым, обычным человеком. Он хотел в его позе показать и некоторую нерешительность - как-то примут?- и тут же мелькнувшую радость от того, что семья приняла его.




Бился над этим Репин целых четыре года.

И даже после того, как картина была закончена и показана зрителям, он неоднократно возвращался к образу революционера и дописывал его.

Предполагается, что лицо входящего мужчины могло быть написано с Всеволода Гаршина, над портретом которого Репин работал в 1884 году. Есть указания, что наибольшее сходство с Гаршиным было в одном из промежуточных вариантов картины.



Бывает, что художник долго работает над какой-либо фигурой, а потом оказывается, что она лишняя, и... он убирает ее с холста, потому что ничего не говорящие фигуры или предметы могут отвлечь внимание зрителей от главного. Например, в картине "Не ждали" Репин убрал фигуру старика, входящего слева с балкона. А сколько труда было потрачено, чтобы ее написать!

На стенах комнаты мы видим портреты Некрасова и Шевченко. Оба поэта были певцами и заступниками народа. Значит, в комнате, где висят их портреты, живут люди, любящие и уважающие простой народ. Рядом изображение императора Александра II, убитого народовольцами, на смертном одре, а также Христос на Голгофе — символ страдания и искупления, соотносившегося интеллигентами-революционерами со своей миссией.

Посмотрите на горничную. Она еще держится за ручку двери. Думаете, случайно? Нет. Этот жест еще больше подчеркивает ее испуг и недоумение: она слегка приоткрыла дверь, но не распахнула ее и робко впустила в комнату незнакомого человека.



А гимназист? Шейка у него худая, тонкая, одежда немного великовата, куплена на вырост. Разве не говорит это о скудости средств семьи?

Понятно, что художник вводит в картину только такие детали, которые помогают уяснить смысл. И как бы ни была хороша сама по себе какая-то деталь, подробность, но, если она не способствует более глубокому осмыслению содержания, она лишь вредит произведению.

Но художник не только оставляет в своей картине необходимые детали, но располагает в ней все так, чтобы главное было заметно, чтобы второстепенное не вылезало вперед, а помогало понять главное, чтобы детали не нарушали целостности восприятия.

В картине Репина сначала взгляд останавливается на матери, потому что она одета в черное и ее крупная фигура в черном особенно заметна на фоне светлых стен комнаты.






Использовала сайты:





Tags: искусство, история картин, художники-репин илья
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments