жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Category:

История одной картины... Василий Суриков - "Посещение царевной женского монастыря"


Пересмотрев несколько картин Василия Сурикова и прочитав пояснения к ним, я хотела бы остановиться еще на одной из них, разбор которой мне показался наиболее любопытным и интересным.

Ранее я выкладывала пост, посвященный картине Сурикова "Меншиков в Березове".

Несмотря на то, что другие картины Василия Сурикова растиражированы больше ("Боярыня Морозова", "Переход Суворова через Альпы", "Утро стрелецкой казни", "Пир Валтасара"), для рассказа я выбрала именно эти две.

«Посещение царевной женского монастыря» (1912 год, Третьяковская галерея) — последняя из выдающихся картина величайшего русского художника Сурикова.

Полотно не несет в себе смысловую нагрузку какого-то значимого события, которое было в реальности в определенный период времени. Она отражает, прежде всего, сам быт и уклад Руси до восхождения на престол Петра I.

Трагична судьба русских царевен. Нет им ровни среди женихов ни на Руси, ни в Европе. Прямой путь им в монастырь, со всем своим богатым приданым. К этой мысли приучали царских дочерей с малолетства. Автор представляет зрителю сцену посещения царевной уготованного ей монастыря.

Тяжелым золотом сверкают оклады монастырских образов. Обступили царевну монастырские насельницы. Кто-то склонился в смиренном поклоне, кто-то с нескрываемым любопытством разглядывает царскую дочь.

Среди монашек легко угадывается настоятельница. Мать-игуменья внешне спокойна и равнодушна, однако, в ней можно заметить и сильное внутреннее волнение. Предвкушает глава монастыря богатые поступления в казну заведения, приданого царевны.

Художник старательно писал образ царевны. Она в белых роскошных одеждах, которые контрастируют с мрачными нарядами монахинь. Кожа царевны белоснежна. Видно, как она еще юна. Ее лицо – лицо ребенка, нежели молодой женщины. На лице отчетливо читается налет наивности.

Сопровождает царевну подобающая ее статусу свита. Прямо позади девушки идет боярыня, которая следит за необходимыми атрибутами данной процедуры.

Взгляды монахинь, еще совсем молодых женщин, но тем не менее, уже забывших о радостях жизни, с некоторой завистью смотрят на юную царевну. В руке у каждой из них церковная свеча.

Царственный вид молодой девушки не может скрыть от зрителя покорности своей судьбе. На лице царевны нет эмоций, она сосредоточена на молитве.

О чем просит героиня Господа? Этого никто не узнает никогда. Окружающим мало дела до чувств знатной гостьи. Совсем скоро она станет обычной насельницей монастыря. А те, кто сегодня склоняется перед ней в подобострастном поклоне, скоро потеряет к ней всякий интерес.

Горящие лампады под образами и свечи создают атмосферу погребального обряда. Совсем скоро царевна умрет для мира людей, посвятив себя пожизненной молитве и монастырскому труду.
Tags: живопись, история, история картин, россия, художники-суриков василий
Subscribe

Posts from This Journal “история картин” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment