жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Categories:

Мои путешествия. Город Саванна, штат Джорджия. Часть 10. Искусство в Telfair Museums



Постепенно приближаюсь к завершению рассказа о нашей поездке в Саванну.

А пока речь пойдет о двух музеях искусств, в которых мы побывали.

Собственно, они объединены в одну систему под названием Telfair Museums. Кроме них в этот комплекс входит также исторический дом Owens-Thomas House&Slave Quarters,  о котором я писала подробно во 2 части.

Итак, одним из наиболее значимых и интересных музеев города является Telfair Academy.

Перед зданием музея установлены статуи великих художников и скульпторов: Рембранда, Рубенса, Рафаэля, Фидия, Микеланджело.

Этот музей был построен в 1819 году и считается старейшим публичным музеем американского Юга.

Здание было построено для семьи Александра Телфэйра, сына Эдварда Телфэйра, одного из первых губернаторов штата Джорджия.

В 1875 году сестра Александра, Мэри, завещала этот особняк, а также мебель и семейные коллекции Историческому сообществу Джорджии.

В 1886 году этот дом стал музеем, войдя в число первых 10 музеев искусств в Америке и, кроме того, став первым из них, основанным женщиной.



Надо сказать, что у меня изначально не было больших ожиданий насчет него. Я понимала, что это не Нью-Йорк, не Чикаго, не Лос-Анджелес, и что масштаб музея искусств будет здесь гораздо и гораздо скромнее. Поэтому я шла туда, скорее, чтобы мысленно поставить галочку: вроде как здесь была и что-то видела.

Но на деле, очутившись в первом же выставочном зале, я поймала себя на мысли, что мне всё ужасно нравится: и сам зал, и его оформление, его простор и при этом уют, наличие там множества окон, дающих свет, что редко встречается в музеях, и, что наиболее важно, сами картины.



И если в обычном музее я, чаще всего, бегаю по залам взмыленной лошадью (хотя и стараюсь в последнее время от этой привычки отучаться), то здесь, благодаря небольшим размерам музея, хорошему освещению и ощущению комфорта, я имела возможность останавливаться у каждой понравившейся картины и подолгу ее рассматривать.



В этом, наверно, кроется определенная прелесть маленьких музеев: в отличие от своих крупных собратьев, где от одной мысли об их масштабе кружится голова и накатывает усталость, где надо спешить и толкаться, чтобы успеть посмотреть хотя бы десятую долю экспонатов, или выбирать, какому залу или каким картинам отдавать предпочтение  - в маленьком музее ты можешь неспеша обойти все залы и при этом сохранить свои силы, энергию и интерес. Конечно, если музей того стоит.

А этот музей определенно заслуживает внимания.



Вот, например, огромная и очень любопытная картина итальянского художника Чезаре Лауренти (1854-1936) под названием "Парабола" (1895).

Картина символизирует человеческую жизнь.

Здесь изображены десятки женских образов, которые последовательно менялись от маленькой девочки до глубокой старухи. Весь цикл жизни.



Картина под названием "Фрейлина" (1901) французского художника Жана-Франсуа Рафаэлли (1850-1924).

Здесь поражает интересное использование красок. Очень много белого цвета, среди которого выделяются два цветовых пятна: красное и черное. Причем красным цветом окрашен самый-самый краешек отттоманки, и больше ничего. Но и этого краешка достаточно, чтобы оживить картину.



Артур Хакер (1858-1919) - английский художник викторианской эпохи, был в свое время весьма популярным и финансово успешным.

Картина под названием "Реликвии храбреца" (1882) иллюстрирует трагический эпизод Крымской войны, когда англичане с турками и французами сражались против Российской империи.

Несмотря на то, что в названии картины фигурирует слово "реликвии", художник делает очень слабый акцент на них. Он не прославляет войну, поэтому мы еле видим медали, лежащие на стуле. Понятно, что они принадлежали убитому отцу семейства. Основной акцент сделан на членах семьи солдата: на их эмоциях, бедности, переживании о дальнейшей жизни без главного кормильца.



Еще один интересный сюжет:

Картина американского художника Джулиана Стори (1857-1919) под названием "Черный принц при Креси" (1888).

Для справки: Битва при Креси произошла 26 августа 1346 года у посёлка Креси в Северной Франции, став одним из важнейших сражений Столетней войны между Англией и Францией (1337-1453). Сочетание новых видов оружия и тактики, применённых англичанами в битве, привело многих историков к выводу о том, что битва при Креси стала началом конца рыцарства.



Художник запечатлел горький, но, в то же время, и трогательный момент после окончания решающей битвы.

В центре композиции в развевающейся одежде стоит фигура Эдуарда, принца Уэльского, которого называли Черным Принцем благодаря его темным доспехам.

Справа изображено безжизненное тело короля Яна Богемского, которое создает драматический контраст с динамичной фигурой Черного Принца.

Закутанный в белую туник и придавленный своим конем, лежит король. Он был союзником Франции и настаивал на своем участии в битве, несмотря на тот факт, что сам был полностью слепым. Кроме того, его сын Карл, будущий германский император, тоже сражался в это время и мог быть ранен или убит в любой момент. Король сказал: "Я прошу вас, ибо я слеп, взять меня с собой в бой".

Оруженосцы привязали своих коней справа и слева к лошади короля и все вместе врезались с копьями в руках в самую гущу англичан. Все они были убиты...

Утром тело короля нашли на земле. Говорят, что сам Черный Принц долго стоял над телом короля, отдавая ему последнюю дань уважения. В память о нем он забрал себе увенчанный тремя страусинными перьями королевский шлем. И сейчас на гербе принца Уэльского можно разглядеть корону с султаном из трех белых перьев.

(Кстати говоря, в процессе поиска информации о тех событиях я узнала, помимо всего прочего, еще и другое значение слова "султан". Как оказалось, оно также означает пучок перьев или волос на головных уборах и головах лошадей.)

Глядя на это полотно, невозможно, по-моему, не прочувствовать характер и всю гамму эмоций Черного Принца.

В нем нет ощущения высокомерного превосходства. То, что я ощущаю, это сдержанное торжество победителя, смелость, уверенность, какой-то внутренний железный стержень  -  и в то же время, его восхищение таким достойным противником, уважительное к нему отношение, сочувствие и даже сожаление. А еще, наверно, каплю зависти к такой героической смерти.

Права я или нет в своих ощущениях, я не знаю, но картина эта мне очень запала в душу.



Еще один зал, на котором я уже не буду сейчас так подробно останавливаться.



Henry Caro-Delvaille (1875-1928)






Рауль дю Гардье (1871-1952)



Посмотрите, сколько света проникает в зал благодаря естественному освещению!



Был здесь зал, посвященный естественной истории.

Это скелет динозавра, составленный из найденных в разных местах костей, принадлежащих разным динозаврам.



Немного странная экспозиция птиц, словно ее цель - продемонстрировать не тушки птиц, а их трупы. По-моему, это эстетически проигрышное оформление, но музею, как говорится, виднее.



Столовая, которой пользовались хозяева дома.
                                                                                                                                                     





Кухня. На стене висит фотография рабыни Джади с ее дочерью Лавинией, которым семья очень доверяла и которые присматривали за домом во время отъезда хозяев за границу.



Ну и, наконец, та самая скульптура - знаменитая птичница (Bird-Girl), о которой я писала в предыдущем посте, рассказывая про книгу и фильм "Полночь в саду добра и зла".



Скульптура изначально была никому не известной и стояла на кладбище Бонавентура.

Но после того, как на обложке книги появилась ее фотография, популярность скульптуры стала зашкаливать, поэтому ради сохранения этого экспоната решено было перенести его в этот музей.




Покажу еще одно здание, принадлежащее Телфэйр музею.

Это центр искусств Джепсона - Jepson Center.

Здесь выставляется, в основном, современное искусство.



Находятся эти здания близко друг от друга, и посетить их можно по одному билету.



Это светлое и просторное здание было спроектировано знаменитым израильским, канадским и американским архитектором Моше Сафди.

Множество его проектов были возведены в Америке, Канаде, Израиле, Сингапуре и Индии.

Среди них: Музей цивилизации в Квебеке, курортное здание и казино "Marina Bay Sands" в Сингапуре, несколько главных зданий в музее Яд ва-Шем в Иерусалиме, культурный центр Skirball в Лос-Анджелесе, здание публичной библиотеки в Солт-Лэйк-Сити, Национальная галерея Канады в Оттаве, итд.



Остановлюсь всего лишь на нескольких экспонатах.

Огромный куб с какими-то вкраплениями, благодаря которым он играет гранями словно бриллиант.



Понравилась картина, на которой мы не видим самих персонажей, а видим лишь их тени.



Нечто, созданное из кусочков разноцветной фольги.



Очень интересный эффект создает развешанная на стене ткань. на которой изначально вроде были изображены футбольные ворота и спортсмены.

 Складки на ткани искажают линии так, что со стороны всё это воспринимается как парусник с нарисованными на нем драконами (мне, по крайней мере, так показалось).



Немало внимания в этом музее уделено русскому искусству.

На этих четырех полотнах в 1922 году известная русская художница-авангардистка Наталья Гончарова (1881-1962) изобразила четыре сезона - Зиму, Весну, Лето и Осень - для постановки оперы Римского-Корсакова "Снегурочка".



Больше всего мне понравилась Осень. Такая золотая бабушка с крыльями ангела.



Еще одна ее театральная работа - декорации к опере-балету "Золотой петушок".

Эта опера стала триумфом Русского балета Дягилева.



И снова русский театр.

Это накидка императора, созданная Анри Матиссом в 1920 году для балета "Соловьиная песня" .

К художнику обратились композитор Игорь Стравинский и организатор "Русских сезонов" в Париже Сергей Дягилев с просьбой создать костюм для выступления в Парижском Оперном театре.



А это дизайнерские костюмы, созданные в 1942 году русским художником Павлом Челищевым для балета, поставленного Джорджем Баланчиным на музыку Моцарта.



А мы двигаемся дальше.
Tags: америка, архитектура, живопись, живопись-авангард, живопись-разное, искусство, история, история картин, моше сафди, осень, путешествия, саванна, скульптуры, театр, штат джорджия
Subscribe

Posts from This Journal “саванна” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments