жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Categories:

История одной картины... Виктор Васнецов - "Царь Иван Васильевич Грозный"

Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926) — русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.

В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземлённости передвижников к прообразу стиля модерн.

На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, позже главным направлением становится былинно-историческое.


***********


Для меня Виктор Васнецов - автор самых сказочных произведений русского изобразительного искусства.

Нам всем с детства знакомы эти сюжеты и эти картины: "Алёнушка", "Снегурочка", "Царевна-Лягушка", "Иван-царевич на Сером Волке", "Три богатыря"..

Но пересмотрев самые известные картины Васнецова еще раз и прочитав пояснительные комментарии к ним, я всё же решила остановить свой выбор на совсем не сказочной картине художника. К тому же ее разбор мне показался немного интереснее других.


Кстати, при просмотре картин Васнецова обратила внимание на одну деталь (не знаю, правда, насколько она соответствует действительности): все картины Васнецова хранятся в российских музеях. Я не нашла ни одной картины, которая принадлежала бы хоть одному музею за пределами России. Даже не знаю, хорошо это или не очень.




Виктор Васнецов "Царь Иван Васильевич Грозный", 1897 год,
Третьяковская галлерея




Царь, для убежденного монархиста Васнецова, фигура священная, помазанник Божий, Государь-благодетель. Поэтому, судить о соответствии портрета историческим реалиям нет смысла. Но какова фантазия!

Иван Васильевич шествует по лестнице своих палат. Взгляд его тяжел, суров, грозен. Но ярости, болезненной жестокости в нем нет. Васнецов дает нам образ мудрого царя, государственного деятеля. Золотой цвет монаршей шубы еще сильнее подчеркивает его исключительность, величие, близость к миру горнему.

Крепко государь сжимает в руках свой жезл. Это не посох, не опора. В руках Ивана Грозного его оружие. Этот жезл проткнул ногу слуги князя Курбского, заклятого царева врага. Гулял этот жезл и по спинам боярским. В лучшем случае - только жезл... В другой руке Ивана Васильевича - четки, символ глубокой веры и набожности православного царя.

Притихла зимняя Москва за окном дворца - испуганная, присмиревшая.

Красная ковровая дорожка под ногами самодержца, кровав путь властителей на Руси. Еще секунда и нога грозного царя наступит на изображение герба державы - византийского двуглавого орла. Символично.

  Ивану Васильевичу и вправду удалось подмять под себя страну, перекроить ее устройство, систему управления. Сделать ее современной, управляемой. Страшной ценой...





Использовала материалы отсюда и отсюда
Tags: живопись, искусство, история, история картин, россия, художники-васнецов виктор
Subscribe

Posts from This Journal “история картин” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments