жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Category:

Мое кино... Хлоя Чжао - "Земля кочевников" (США, 2020)







«Земля кочевников» (англ. Nomadland) — американский драматический фильм 2020 года режиссёра, сценаристки и монтажёра Хлои Чжао.

Роль главной героини исполнила Фрэнсис Макдорманд.

Фильм основан на документальном романе Джессики Брудер «Земля кочевников». Фильм повествует об истории американской женщины старше шестидесяти лет, которая после потери работы решает оставить всё и начать свой путь по западной пустынной Америке, живя в своём фургончике, ведя абсолютно кочевой образ жизни.

За исключением Фрэнсис МакДорманд и Дэвида Стрэтэйрна, большинство актеров фильма – настоящие кочевники и местные жители.
Фильм получил всеобщее признание от критиков за режиссуру, сценарий, монтаж, операторскую работу и актёрскую игру, в особенности Фрэнсис Макдорманд. На 93-й церемонии вручения премии «Оскар» «Земля кочевников» получила 6 номинаций, в результате, получив премии «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая актриса» (Макдорманд).

Хлоя Чжао стала второй женщиной-режиссёром в истории, получившей эту награду.


**********************************
Об этом фильме я узнала буквально несколько дней назад, когда закончилась церемония вручения премии "Оскар".  Мне на глаза попалась какая-то статья, где я впервые прочитала о том, что этот фильм стал лучшим фильмом года. В той же статье были прозрачные намеки на то, что это все было неслучайно и продумано, что им надо было наградить женщину-режиссера, да еще и азиатку по происхождению... В этой же статье было также что-то и про "звериный оскал империализма", про издержки капитализма, про изнанку Америки, про страшное количество бездомных, итд, итп...

В итоге я уже была настолько пристрастно настроена, что вообще не хотела смотреть эту картину.

Все изменилось, когда я узнала, что главную роль играет необыкновенная Фрэнсис Макдорманд. Я решилась посмотреть это кино. И я не пожалела об этом ни одной секунды. Пожалела только об одном - смотреть этот фильм надо на большом экране. Я была в этих краях, я ехала по аризонской пустыне и любовалась восхитительным закатом в полнеба... И все эти воспоминания только усилили мои впечатления от фильма, но экрана компьютера для этих красот недостаточно.



Фильм совершенно потрясающий! Это даже не фильм - это поэма! В ней столько очарования, теплоты, щемящей нежности, светлой грусти!...А еще  роскошных пейзажей, красивой музыки, поэзии, чудесных искренних людей и одиночества...

Но одиночества не того, которое вызывает жалость и сочувствие, - наоборот. Мы видим простых американцев - и белых, и черных, и азиатов - которые по разным причинам приняли решение быть кочевниками и жить в дороге. И эта жизнь имеет две стороны. С одной - свобода и независимость, с другой - постоянный риск, нехватка денег, дискомфорт и одиночество. Но люди пришли к этому выбору вполне осознанно. Они не хотят напрягать родственников, не хотят сидеть на шее у государства, не хотят ждать смерти в четырех стенах больницы - они хотят жить так, как подсказывает им на данном этапе жизни их сердце.

Это сильные, смелые, добрые, честные, работящие люди, которые умудряются сохранить чувство собственного достоинства при любых обстоятельствах. Они не ноют, не жалуются, не клянут судьбу, не обвиняют государство в своих проблемах - они просто решают их так, как могут и как умеют. Решают свои проблемы сами, и при этом стараются еще и помочь другим. И на каждых своих посиделках где-то под открытым небом рядом с ними всегда развевается звездно-полосатый американский флаг. Они кочевники - но они все равно патриоты своей страны.

Таких людей не жалеешь - их уважаешь.

Ну а что касается Фрэнсис Макдорманд и ее игры, то что тут говорить... Она сыграла гениально.


I’m not homeless. I’m just houseless. It’s not the same thing.






Upd.

В ленте друзей обнаружила превосходный анализ этого фильма, очень тонкий, очень умный и проницательный. Он мне очень понравился! Делюсь:


Егор Станиславович Холмогоров


А теперь давайте всерьез поговорим о "Земле кочевников".

На месте левачья я, конечно, адски задыхался бы от ярости из-за того, что эта лента стала фильмом года. Она гораздо глубже и опасней для них, чем может показаться на первый взгляд.

Начинается это все как унылая докудрама с легким элементом социалки. Завод закрылся. Городок разбежался. Героиня едет в трейлере неизвестно куда. Потом уныло работает на складе Амазона. Создателей фильма уже затравили умники за то, что они не показывают никаких сложностей и травм на производстве в Амазоне, вокруг которого сейчас скандал. Так сказать лакируют действительность. Мол, книга, по которой снят фильм, остросоциальная, а тут социалку заменили лакировкой и лизоблюдством.

Потом нам показывают секту кочевников с ее верой в Дорогу. И все это тоже до невозможного уныло и плоско.

Все драмы героев - совершенно копеечные. Народу Достоевского их просто не понять. Мармеладов с его "идти больше некуда" разом кроет всех героев фильма, которым, во-первых, всем есть куда пойти, даже самым одиноким, а во-вторых, они могут идти (даже ехать). А совсем некуда идти - это когда и идти нельзя, когда ты только стоишь или сидишь.

В общем после первого часа фильма ты вообще не понимаешь зачем ты связался с этой мутью. Только накапливается вопросы. Почему в фильме почти нет чернокожих и прочих меньшинств. Почему в нем с какой-то навязчивостью показывается множество элементов говорящих о высокой цивилизации - национальные парки, экскурсии, телескопы с ночным созерцанием Юпитера и все такое... Перед нами мир красных штатов без всяких следов диверсификации и мексиканизации (хотя всякая политика из фильма подчеркнуто исключена).

А потом начинается рок-н-ролл. Расставшаяся с близким мужчиной, который решил вернуться к семье и побыть дедушкой (а герои почти все старики), героиня на парковке встречает молодого бродягу, который переписывается с девушкой, но не знает о чем ей написать. И в качестве подарка она передает ему XVIII сонет Шекспира, который когда-то выбрала для своих свадебных клятв (а вообще нам в самом начале намекают, что героиня литературно образована и учит знакомых девочек Макбету, но сперва этому не придаешь значения).

И вот когда она учит парня этому сонету Шекспира, ты внезапно понимаешь, что основная идея этого довольно муторного по началу фильма - это абсолютное культурное превосходство белого человека. Это буквально гимн пресловутой white privelege выражающейся в том, что у белых есть Шекспир и флейта, телескопы на Юпитер и фортепианные сонаты.

Тут же осознаешь, что герои искусственно культурно состарены. Вообще-то они по возрасту - поколение Вудстока, раз еще не вышли на пенсию в 2012 году. И у них должны быть олдовые привычки а ля конопля и Джимми Хендрикс. А они играют на фортепиано и флейте, в худшем случае слушают Синатру и наигрывают буги-вуги. То есть 60-летние ведут себя как 80-летние. И это очень важный нюанс, так как нам хотят показать дохипповскую Америку - её ценности, её этику, её эстетику.

Окончательно это раскрывается в сцене, как героиня слушает, как в чудесном доме её друга-ухажера, куда она приехала на роскошный аппетитнейший День Благодарения, отец и сын играют на фортепиано в 4 руки... Понимаешь, что этот мир, хрупкий и разрушающийся бесконечно экзистенциально превосходит все то, что пришло ему на смену или живет рядом с ним.

И этот мир не хочет сдаваться. Он прорастает в настоящем через традицию и память. Героиня учит парня сонетам. Герой играет с сыном классику в 4 руки. Героиня помнит об умершем муже и не снимает обручальное кольцо. Она верит в то, что то живо, о чем помнят.

Конечно этот старый белый мир разрушен. И тут мы понимаем символ с которого все начинается - карьер с названием Empire - это не просто название. Да - это та самая Империя, которая была основана на индустрии, и теперь с деиндустриализацией рушится.

Да, этим упадком Империи её бесчисленные граждане сорваны с места. Они - унесенные ветром, превратившиеся в перекати-поле, как героиня. Они рабы Автофака (вспомните "Электрические сны Филиппа Дика"), представленного Амазоном. Именно поэтому фильм так хотели снять в аутентичном сортировочном центре Амазона и совершенно не рвались к тому, чтобы разоблачать тамошние условия труда. Не в условиях труда дело, а в самом образе гигантской бессмысленной распределительной фабрики, оказывающейся тем колесом, в котором героиня крутится как белка из года в год.

Но, несмотря на эту сорванность "кочевников" их держит главное - память. Героиня уже не может укорениться, даже когда ей представляется такая возможность. Но она может помнить, весь её мир - это система материальных и нематериальных воспоминаний. И именно эти воспоминания и культура составляют её чувство человеческого достоинства.

Поскольку тема памяти и наследия, из которых проистекает достоинство, - это ключевая тема современной консервативной Америки, и которым противостоит навязываемое леваками чувство вины, то "Земля кочевников" и в самом деле яркий консервативный манифест: "Вы можете уничтожить весь наш мир, вы можете согнать нас с места, но нашу память вы уничтожить не в силах".

То что все это сняла режиссер-китаянка тоже не случайно, поскольку традиционность и цивилизованность китайцев никуда не спрячешь, ни в диаспоре, ни еще где. Она слишком хорошо понимает ситуацию лишенности почвы, когда единственной защитой являются память и культура.

Фильм о кочевниках оказался фильмом о духовной оседлости. Былая Америка умирает (через фильм проходит красной нитью тема смерти, эвтаназии, самоубийства), но она делает это в полном сознании, отлично понимая происходящее.

Tags: америка, кино, кино американское, мое кино, штат аризона
Subscribe

Posts from This Journal “мое кино” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments