жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Categories:

Мои путешествия. Индия - страна контрастов. Часть 9. Достопримечательности Дели - Музей Ганди

Следующая достопримечательность - очень важное и почитаемое место для индусов. Я говорю о музее "Ганди Смрити".




Этот музей, посвященный Махатме Ганди, расположился в доме, где Ганди провел последние 144 дней своей жизни и где был убит 30 января 1948 года.
Первоначально здание принадлежало индийским деловым магнатам из семьи Бирла, у которых он и гостил.



К сожалению, я почему-то сделала тогда очень мало фотографий самого музея, но, с другой стороны, если уж и останавливаться на чем-то подробно, так это на личности самого Махатмы Ганди. Вот о нем я и напишу.

Кстати, зовут его вовсе не Махатма, а Моханда́с Карамча́нд Га́нди.

А имя "Махатма" возникло вот как: в 1915 году знаменитый индийский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Рабиндранат Тагор впервые применил по отношению к Мохандасу Ганди титул «Махатма», что означает «великая душа»



 Имя Ганди окружено в Индии таким же почитанием, с каким произносятся имена святых.

Кто же он?

Это индийский политический и общественный деятель, один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании.

Его философия ненасилия (сатьяграха) оказала влияние на движения сторонников мирных перемен.


В 13 лет родители женили Ганди на ровеснице — Кастурбе (для экономии денежных средств в этот же день были проведены брачные обряды у его родного и двоюродного братьев). Впоследствии у супругов Ганди родилось четверо сыновей.


Большое влияние на формирование мировоззрения Мохандаса Ганди оказала Бхагавадгита, а также идеи Л. Н. Толстого, с которым Ганди состоял в переписке.

В борьбе за независимость Индии Махатма Ганди использовал методы ненасильственного сопротивления: в частности, по его инициативе индийцы прибегали к бойкоту британских товаров и учреждений, а также демонстративно нарушали ряд законов.


Широко известна также его непримиримая борьба с кастовым неравенством.

Ганди стремился не только добиться прекращения дискриминации неприкасаемых с помощью светских законов. Он стремился доказать, что институт неприкасаемости находится в противоречии с индусским принципом единобытия, и что неприкасаемые такие же его равноправные члены, как и остальные индийцы.

Ганди считал, что изначально всем людям, независимо от их расовой, кастовой, этнической и религиозно-общинной принадлежности, присуща врождённая божественная природа.



Однако он никогда не признавал каких-либо особых их интересов в общественной жизни, необходимости бороться за резервацию для них мест в учреждениях, учебных заведениях, законодательных органах. Он был против обособления неприкасаемых в обществе, в национально-освободительном движении.

И в том, что первая конституция Индии официально запретила дискриминацию неприкасаемых, немалая его заслуга.



Махатма Ганди пользовался огромным влиянием как среди индусов, так и среди мусульман Индии и старался примирить эти враждующие группировки.

Он крайне отрицательно отнёсся к разделению бывшей колонии Британская Индия в 1947 году на светскую республику Индия с преобладанием индуистского населения и мусульманский Пакистан. После раздела вспыхнула жестокая борьба между индуистами и мусульманами.

Ганди продолжал доказывать бессмысленность насилия, но, казалось, никто его не слышал.



В этой комнате жил Ганди. Вот это все его имущество. У окна стоит знаменитый посох.



В январе 1948 года в отчаянной попытке остановить межнациональные распри Махатма Ганди прибегнул к голодовке. Он объяснил своё решение так: «Смерть станет для меня чудесным избавлением. Уж лучше умереть, чем быть беспомощным свидетелем самоуничтожения Индии».

Жертвенная акция Ганди оказала необходимое воздействие на общество. Лидеры религиозных групп согласились пойти на компромисс.


Но Ганди добился лишь частичного примирения индусов и мусульман. Индуистские экстремисты принципиально выступали против какого бы то ни было сотрудничества с мусульманами.  Поэтому и был организован заговор, возглавляемый бомбейским миллионером Винайяком Саваркаром, который объявил Ганди «коварным врагом» индусов,

Саваркар решил устранить неугодного философа, который пользовался такой популярностью у индийского народа. В результате заговора индуистских экстремистов 30 января 1948 года Ганди был убит.


В музее множество материалов о его жизни, фотографий, писем, всевозможных поделок, инсталяций.

Например, в этом портрете в глазах Ганди установлены камеры, которые позволяют ему как бы следовать за вами. Может быть у этих камер было еще и другое назначение, но по истечении времени я уже об этом не помню.



"Я - мирный человек. Я верю в мир, но я не хочу мира любой ценой..."



Мне понравилась своеобразная выставка вот таких кукольных домиков, в каждом из которых разыгрывалась какая-то сцена из жизни Махатмы Ганди.



Раненый и умирающий Ганди.

30 января 1948 года Ганди работал над проектом конституции, который надо было представить конгрессу. Весь день ушел на обсуждение с коллегами будущего основного закона страны. Пришло время вечерней молитвы, и в сопровождении своей племянницы он вышел на лужайку перед домом. Как обычно, собравшаяся толпа бурно приветствовала «отца нации». Приверженцы его учения бросились к своему наставнику, пытаясь, по древнему обычаю, дотронуться до ног Махатмы. Пользуясь возникшей суматохой, убийца в числе прочих поклоняющихся приблизился к Ганди и трижды выстрелил в него из пистолета.

Первые две пули прошли навылет, третья застряла в лёгком в области сердца. Слабеющий Махатма, поддерживаемый с обеих сторон племянницами, прошептал: «О, Рама! О, Рама!». Затем показал жестами, что прощает убийцу, после чего скончался на месте.



За 10 дней до этого на Ганди было совершено еще одно покушение, но к счастью тогда никто не пострадал. Индийское правительство, встревоженное этим инцидентом, настаивало на усилении личной охраны Ганди, однако он категорически отказался, заявив: «Если мне суждено погибнуть от пули безумца, я сделаю это с улыбкой».

Так и получилось.

Как написано на табличке, Ганди был великолепен в смерти так же, как и в жизни....



На сегодняшний день ситуация немного изменилась.

Сейчас, когда история пересматривается задним числом, памятники сносятся, а вчерашние герои, сброшенные с пьедесталов, обвиняются во всех смертных грехах, я не очень удивляюсь, что в этот список попало и имя Ганди.

Обвиненный в расизме и фашизме, названный, прости Господи, "сексуальным хищником" (!!!), Ганди перестал восприниматься в мире как безгрешный святой.

В 2018 году в Гане снесли памятник Ганди. В прошлом году в Великобритании участники движения " BLM" требовали убрать его статую... Все они судят Ганди и ему подобных по стандартам нынешнего времени, что является глупым, неправильным и несправедливым занятием. Хотя, скорее всего, это будет продолжаться и дальше, если этих ребят кто-то вовремя не остановит...

Ганди призывал к мирным, ненасильственным протестам... Вот не мешало бы, чтобы активисты BLM почитали его на досуге и у него поучились...
Tags: жзл, индия, история, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “индия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments