жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Category:

Мое кино... Валерий Тодоровский - "Одесса" (Россия, 2019)




Одесса, август 1970 года. Самая жара. Город забит курортниками. В гости к тестю с тёщей прилетают из Москвы их зять Борис, журналист-международник, и его восьмилетний сын Валерик. Но именно в день их прилета в Одессе объявляют холерный карантин, город закрывают.

Так приехавший на пару дней московский зять погружается в мир, измененный серьезной опасностью. Вскроются семейные тайны, произойдут невероятные события и случится большая запретная любовь.


***********************


Только что закончила смотреть прекрасную, умную, тонкую, ностальгическую картину Валерия Тодоровского "Одесса".

Я пытаюсь подобрать точные слова, чтобы описать свои ощущения после просмотра, и не могу. В голове куча мыслей, в душе целая буря чувств, глаза на мокром месте...

Упоительное кино. УПОИТЕЛЬНОЕ! Настоящий бальзам на сердце!

Первые 40 минут были вообще сплошным счастьем. Счастьем - просто оттого, что я могу видеть это и слышать это.

Несмотря на то, что я не жила в Одессе, все, что происходило на экране, было мне очень близко и понятно. Я родилась и провела детство в маленьком еврейском городке на Украине (да, тогда это было НА, а не В), и мне очень знакома эта атмосфера: бабушка, главным желанием которой было накормить меня ...дедушка, обращавшийся к ней на идиш, чтобы я не поняла, о чем они говорят.... двор, в котором мы гуляли допоздна и запросто заходили друг к другу домой...вкус куриного бульона и картошки с укропом ...

Давным-давно нет уже ни бабушки, ни дедушки, ни дома этого, ни двора... все это осталось в каком-то далеком прошлом, к которому, казалось, нет и не будет возврата...

Но первые же кадры фильма вернули меня в мой город, на мою улицу, в ту атмосферу беззаботного детского счастья просто от сознания того, что все те, кого ты любишь, находятся рядом с тобой и тоже любят тебя....



Мне хотелось, чтобы фильм не кончался... Я иногда проверяла хронометраж - но исключительно ради того, чтобы убедиться, что до конца еще далеко.

Ведь то, что сотворили Леонид Ярмольник и Ирина Розанова, играя главных героев, - это просто какой-то настоящий актерский подвиг! Потому что это было такое невероятное перевоплощение, что не верилось своим глазам.



Хотя, надо сказать, что абсолютно все актеры выложились максимально. Прекрасно играл мальчишка, поразительно похожий на Валерия Тодоровского в детстве, очень здорово играла юная Вероника Устимова, которой на момент съемок было всего лишь 13(!) лет, я почти не узнала чудесную Ксению Раппопорт, а Евгений Цыганов ...

Ох...Всю вторую половину я не могла отвести от него глаз. От него и от девочки.

И эта финальная сцена на корабле во время дискотеки, и то, КАК он это сыграл - одним взглядом, одним поворотом головы, сказав при этом всего лишь два слова, - это было что-то фантастическое! От такой пронзительной сцены у меня хлынули слезы в три ручья!

И ведь ничего там такого особенного не было: ни излишней сентиментальности, ни слащавости, ни искусственного давления на жалось - ничего! Но мне показалось, что сердце мое в тот момент словно оторвалось и ухнуло куда-то в пропасть. Почему? Не знаю.А может быть, это просто я испытала все те эмоции, которые герой испытывал сам в этот момент и которые Цыганов так искусно транслировал через экран? Бог его знает, почему!

Но плакать мне хотелось - и это я очень точно уловила в себе - не только от сочувствия к герою и переизбытка собственных эмоций. Это еще были и слезы благодарности за великую силу искусства и таланта.



Да, очень обидно, что, по понятным причинам, невозможным оказалось снять этот фильм в самой Одессе - и это, к сожалению, на атмосфере фильма, с моей точки зрения, отразилось довольно сильно. Его пытались воссоздать в Сочи, в Таганроге, в Ростове на Дону, еще где-то... Но декорации разве заменят такой живой, уникальный и колоритный город, как Одесса!

Ну, а что делать... Время сейчас такое же непростое, как тогда... И ковид, и война на Украине, и последние выборы в Америке... Одним словом - та же холера, как в фильме, черт бы ее побрал!

Но ничего...ничего... все пройдет, все будет хорошо. Надо просто набраться сил и терпения.

Зай гезинт ин штарк, как когда-то говорила моя бабушка. Будьте здоровы и сильны! Она добавляла еще несколько слов на идиш, но я не могу их вспомнить... Да и язык я не знаю...Все это осталось в том прошлом, которое вернул мне на два часа Валерий Тодоровский и его фильм.




В общем, получился пост, скорее, не о фильме, а обо мне ))

А о фильме я лучше выложу очень хороший комментарий Дмитрия Быкова:

"...экзальтированно-восхищенно посмотрел я «Одессу» Валерия Тодоровского. Это, конечно, трагедия, что он не смог снимать ее в родной для него Одессе. Потому что, знаете, гений места... Это, все-таки, такой набросок, эскиз в других тонах. Приходилось строить Одессу в других местах, воссоздавать декорации. Подвиг, что он это сделал.

Всегда после фильмов Тодоровского мне хочется повторить слова Лескова о пьесе Чехова «Иванов»: «Какая она у него умная получилась!» Я многое читал об этой картине, я буду о ней писать сейчас большую статью, потому что там очень интересны параллели с фильмом Гигинеишвили «Заложники», потому что рассмотрено моральное увечье, которое возникает у людей в больных, патологических обстоятельствах. У Тодоровского совмещено два таких обстоятельства: с одной стороны, это начало позднего застоя, удушающий его аромат. Это пахнет не столько прелью, сколько уже гнилью. Ну и второе — холера в этом городе. Вот говорят, что холера у Тодоровского совсем не чувствуется. Да она чувствуется! Там начинается смертью, и все время там воздух смерти витает. Вот холера, как такая экзистенциальная ситуация предельная, когда в море каждое купание может стать смертельным, когда каждый глоток воды из крана может стать смертельным,— смерть начинает носиться в воздухе.

И смерть меняет человеческие отношения. С одной стороны, она выявляет все конфликты, которые до этого таились. И, кстати говоря, Тодоровский догадался (идея-то сценария его), что в критические минуты из человека вылезает национальное. Оно оказывается самым прочным и самым последовательным. Это то, о чем я, как мне кажется, догадался в «Июне». Что вылезает вот эта подоснова, которую забывали, которую стремились вытеснить, оттеснить из подсознания, и вылезает она. Русский становится более русским, еврей более евреем (интересно, а кем, согласно этой логике, становятся полукровки, тот же Быков, например? Вопрос мой не такой шуточный, как может показаться...). Вот от этого страшного соседства гибели, которое носится в воздухе. Там реально воздух отравленный, тяжелый воздух этой картины ощущается физически, так это снято.
И с другой стороны — соседство смерти острее делает любовь. И Цыганов, играющий вроде бы бесхитростно, без педали (вот фоменковская школа!) это показывает. Как из человека под действием близости смерти, вылезает вытесненная, замученная, но все-таки любовь. Это не похоть, он ведь там ничего с этой девочкой не делает. Но он говорит: "Вы ничего не понимаете, я рядом с ней живой." И вот из него эта общая смерть выбивает ощущение полужизни, безжизненности. Это снято с поразительной точностью.

Эта картина, конечно, гораздо более литературна, чем фильм Велединского, где просто торжествует такая стихия живописи, но она и гораздо более психологически проработана. Там характеры и то, что там сделал Ярмольник… Я думал, что после Руматы (думал, что Румата — это его актерский потолок), что выше Руматы ничего сделать нельзя. Он же страшно изменился, весь, так сказать, по-английски говоря, весь shape, весь абрис, контур его человеческий для Руматы изменился. Он превратился в качка. А здесь, то, как он играет этого Григория Осиповича, старого еврея,— Ярмольник сделал какое-то пластическое чудо. И, конечно, Ирина Розанова, его жена, которую в первые десять минут вообще не узнаешь. Смотришь: «А где Розанова?» Ну это, конечно, такая пластика невероятная. Что Тодоровский делает с актерами, это всегда было для меня загадкой. Как он их уговаривает отказаться от «я». И как он сумел, сам играя в «Оттепели», сыграть настолько не-себя. Ведь все мы более-менее знаем Валерия Петровича. Но он ведь сыграл такого мерзкого пошляка, который совершенно ничего общего с ним не имеет, и при этом режиссера. Такой замечательный автошарж.

Вообще, как мне Евгений Миронов когда-то сказал: «Говорят, режиссеру ум вредит. Тодоровский первый человек, который смог мне это внятно опровергнуть». Он действительно умен настолько, что его картины получаются такими многослойными. Но в нем есть большое человеческое обаяние, потому что я до сих пор, понимаете, побывав в мире «Одессы», не предъявляю картине никаких фабульных претензий. Хотя они там могут быть, и они там наверняка есть. Какие-то штампы там торчат, какие-то линии там провисают,— не важно. Я хочу с ними находиться, я хочу жить в этом дворе, который он создал. Я хочу вместе с ними есть то, что они готовят,— до такой степени там пахнет с экрана. Потом, задним числом, я начинаю неблагодарно уже подтачивать свой критический нос, но ведь это то идеальное кино, о котором сказал Андрей Кончаловский: «Это кино, над которым не рефлектируешь, просто говоришь: «Дайте мне этого еще». И она больше двух часов, и мне хочется, чтобы она шла еще, я боюсь, то она закончится. Потому что вот это (я ненавижу слово «вкусно» применительно к искусству), но это, скажем так, аппетитно. Там нет ни единого одесского штампа, но там много характерных ролей, трагифарсовых. А сцена разговора с паралитиком, я думаю, вообще войдет в учебники.

Но не надо забывать об очень серьезном подтексте этого фильма: попытки лабораторно выяснить, как уродует человека авторитаризм и что делает с ним эпидемия внутри тоталитаризма. Валера же не просто так взял эту коллизию 1971 года в Одессе... Это была очень серьезная история, все помнят эту одесскую холеру и этот карантин. И вот эту ситуацию двойного прессинга: что делает с людьми этот двойной прессинг, как он уродует межличностные, родственные отношения,— это он показал с бесстрашной храбростью."

Tags: быков дмитрий, еврейский вопрос, кино, кино русское, мое кино, мои истории, украина
Subscribe

Posts from This Journal “мое кино” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments