жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Category:

История одной картины... Сандро Боттичелли - "Портрет Джулиано Медичи"

Прежде чем приступить к разбору этой картины, я напишу небольшое лирическое отступление....


...Лет, наверно, 15 тому назад (господи, как же быстро летит время!) были мы на экскурсии в Вашингтоне. Экскурсовод у нас был замечательный, очень знающий, интересный. Мы осмотрели город и основные его достопримечательности, и направились в сторону музеев.

И вот зашли мы с нашей группой в Национальную картинную галерею. Это огромный, роскошный музей, один из лучших как в Америке, так и в мире.

Экскурсовод привел нас в какой-то зал, подвел к одной картине и начал спрашивать, что мы на ней видим.

Мы дружно ответили: "Профиль мужчины".

Он сказал: "И это всё?". И продолжил: "Вам кажется, что здесь изображен только один мужчина. Но обратите внимание на детали: на приоткрытую дверь... на птицу... Это же не просто так нарисовано. Все это символы, которые означают...."

И дальше он долго рассказывал о птице, и двери, и о чем-то еще....


...Должна сказать, что в искусстве живописи я абсолютный дилетант. Даже сейчас - несмотря на десятки обойденных мною музеев, тысячи увиденных картин, большое количество уже закомых и узнаваемых художников, множество прочитанных статей по искусству, прослушанных лекций и уроков - я понимаю, что моих знаний для понимания живописи все еще очень и очень мало. Но тогда даже этого багажа у меня не было, и я была не просто дилетантом - я была абсолютным нулём.

И единственно важным на тот момент критерием великой живописи для меня было одно: насколько то, что нарисовано, выглядит похожим на оригинал, но при этом еще и насколько оно выглядит красиво. Да, вот такой вот примитивный взгляд на искусство... Стыдно, но так оно и было...

При таком подходе понятно, что картина, на которой изображен какой-то незнакомый, да еще и не очень красивый мужчина, не могла меня привлечь и заинтересовать. Поэтому я недоумевала, почему из многих картин экскурсовод выбрал именно эту. Мне казалось это откровенной потерей времени. И естественно, что я не запомнила ни ее названия, ни художника, ни смысла ее символики. Хотя помнила, что речь шла о смерти.

Мне сейчас очень жаль, что я не продолжила осмотр музея вместе с ним. Времени у нас было не так много, нам хотелось больше увидеть, а не зависать надолго у таких "неинтересных" картин с таким подробным разбором...

Это теперь я понимаю, что в музеях не надо гнаться за количеством увиденного. И что всегда гораздо эффективней и полезней остановиться подольше у десяти картин, чем пробежать в мыле мимо нескольких сотен, толком их не увидев, но поставив в голове формальную галочку "здесь был Вася".

Но поскольку тогда я действовала именно по второму принципу, то уже через неделю, не говоря уже о сегодняшнем дне, я могла вспомнить только одну картину, которую я там видела - это была маленькая картина, нарисованная Леонардо да Винчи, единственная его картина, находящаяся на американском континенте - "Портрет Джиневры де Бенчи". Всё.

Я была в лучшем художественном музее Америки, но запомнила только одну картину! Ужас!



Хотя я не права. Все эти годы я вспоминала еще одну картину. Да-да, ту самую, с черноволосым мужчиной в красной одежде, с полуоткрытой дверью и птицей, сидящей не то на его плече, не то на руке.... Я не могла ее забыть. Возможно именно потому, что она стала первой картиной, которую мне разъяснили и показали, сколько секретов может хранить в себе живопись. Оказалось, что картины можно читать, как книги. Надо только знать их язык.

А еще, возможно, что именно с этой картины и началось мое увлечение живописью и ее открытие для себя...

В общем, я пыталась найти эту картину все последние 15 лет - и не знала как. Последний раз я делала такую попытку где-то месяц назад...


...И вот пару недель назад моя сотрудница рассказывала мне про новый сериал, который она начала смотреть, под названием "Медичи". Она задала какой-то вопрос по поводу братьев Медичи и я полезла в Гугл искать ответ. И тут - я не поверила своим глазам! - я увидела ту самую картину, которую безуспешно искала! Это было просто невероятно!

Все было именно так, как я помнила: и красная одежда, и полуоткрытая дверь, и птица! Радости моей не было предела!

Я тут же проверила, где находится эта картина. Все так и есть - Национальная Галерея в Вашингтоне. Ура! Это она!



Портрет Джулиано Медичи, 1478-80, Боттичелли, Национальная Галерея, Вашингтон



Ну вот. Лирическое отступление закончилось.

А теперь перейдем к самой картине и истории, связанной с ней.

Портрет Джулиано Медичи, 1478-80, Сандро Ботичелли, на доске размером 75 на 52см, находится в коллекции Национальной Галереи Вашингтона.

После убийства Джулиано де Медичи художник Боттичелли написал  посмертный портрет друга, и мы видим символы смерти и траура.

26 апреля 1478 года братья Лоренцо и Джулиано де Медичи пришли в воскресенье на службу в кафедральный собор Флоренции. В то утро ничего не предвещало беды, но именно его выбрала семья Пацци, чтобы захватить власть во Флоренции. Правление в городе считалось республиканским, но еще со времен деда Лоренцо - Козимо-старшего - у власти стояла эта влиятельная семья. Их банковские дела шли довольно неплохо, раз папская курия избрала Медичи доверенными банкирами. Но семья Пацци перешла им дорогу и задумала устранить конкурентов не только в Риме, но и во Флоренции. Заговор длился два года и дважды уже срывался. Некоторые сторонники Пацци были не просто флорентийской знатью - среди них были родственники папы римского Сикста Четвертого -  пизанский архиепископ, флорентийский кардинал  и др.

Лишь один из заговорщиков, узнав, что злодеяние нужно совершить в церкви, когда все Медичи и их друзья будут безоружными, проявил христианские чувства и отказался от своей роли. Это не помешало замыслу.

Во время службы Пацци убивают кинжалом 25-летнего Джулиано. Раненый Лоренцо, его старший брат и уже фактический глава города с 16-ти лет, укрывается в ризнице, всеобщая паника охватила всех присутствующих, которые подумали, что оба брата убиты. Лоренцо Медичи вышел на площадь, восстановив спокойствие народа. Предателей Пацци арестовали, и день 26 апреля стал днем всеобщего траура, заговор Пацци — так он вошел в историю Флоренции. Последовал приговор членам семьи Пацци и их сторонникам — более 80 казненных за предательство.

На переднем плане сухая ветка дерева — метафора прерванной жизни.




Как и сломанная ветка никогда не зацветет весной, так и жизнь не повторится на земле.

Персонаж на картине подчеркнуто отстранен, он уже далеко от живых людей. Взгляд его грустен и обращен вниз.

Горлица на сухой ветви подчеркивает траурную атмосферу, её крики, жалобные и повторяющиеся, ассоциировались с оплакиванием потери.

Связь между настоящим и прошлым мы видим в полузакрытых ставнях на заднем плане портрета, которые скрывают пейзаж и мир за пределами комнаты. Только кусочек синего неба открыт на картине —это будущее для души Джулиано Медичи.


Tags: боттичелли, жзл, живопись, живопись-портрет, искусство, история, история картин, мои истории, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “живопись” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments