жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Category:

Мое кино... "Ход королевы" (мини-сериал, США, 2020)





«Ход королевы» (The Queen’s Gambit, «Ферзевый гамбит») — американский драматический мини-сериал, основанный на одноимённом романе Уолтера Тевиса. Создан Скоттом Фрэнком и Аллан Скоттом по заказу Netflix. Премьера на Netflix состоялась 23 октября 2020 года. Проект стал самым популярным мини-сериалом в истории Netflix: за первые четыре недели его посмотрели 62 млн человек.

Сериал заслужил всеобщее признание критиков за игру главной героини в исполнении Ани Тейлор-Джой, а также за работу оператора и качественную постановку. Он также получил положительные отзывы в шахматном сообществе и, как считается, способствовал возрождению общественного интереса к игре.



****************************************

У этого сериала сейчас бешеная популярность, его все любят, все восхищаются и почти никто не ругает. Из-за этого немного страшно писать не вполне восторженный отзыв, ну да ладно.

Итак. Двоякие ощущения от сериала.

С одной стороны, кино действительно здорово сделано: зрелищное, красивое, эмоциональное, в меру интеллектуальное, в меру сентиментальное, в меру сексуальное - а раскосые, оленьи глаза Ани Тейлор-Джой будут буравить вас насквозь еще не одну неделю после просмотра...

С другой стороны, я совершенно не ощущала реальность происходящего. И ладно бы не ощущала я - абсолютный дилетант в шахматах. Но со мной вместе смотрел этот сериал и мой муж, который в шахматы играет довольно прилично. Он, конечно, с интересом наблюдал за развитием сюжета, но не уставал, тем не менее, высказывать вслух свои претензии по 10 раз за серию, чем ужасно меня раздражал. А раздражалась я оттого, что фильм мне, в целом, хотя и нравился, но и со всеми замечаниями мужа я тоже была согласна.

Он, сходу сориентировавшись еще на 5-й минуте 1 серии в том, что речь пойдет о "Фишере в юбке" (его цитата), на протяжение всех последующих серий с полной ответственностью заявлял мне, что многих событий в жизни шахматиста (даже самого гениального) быть не может.

- Не может, например, ребенок научиться базовой игре в шахматы просто наблюдая - изредка и походя - за игрой другого человека, играющего к тому же с самим собой.

- Не может шахматист играть в блиц в сеансе одновременной игры с тремя гроссмейстерами и закончить игру за час.

- Не может шахматист говорить, что играет вариант Найдорфа, сделав всего лишь два первых хода, в то время как подобный дебют можно начать разыгрывать только после пяти ходов (если я ничего не перепутала ))

- Слишком молодой возраст американских гроссмейстеров.

- Героиня практически никогда не прогрывает

 Итд, итд, итд....



Поэтому я смотрела этот фильм, скорее, как сказку, а не как серьезную спортивную драму. Уж слишком много фантастики и допущений.

К тому же, в книге, по которой снимался фильм, девушка далеко не красавица. И в этом был заложен, по всей видимости, определенный посыл: ум и талант могут затмить внешнюю малопривлекательность и тоже быть секси. В фильме, в первых сериях, где она еще ребенок, мы тоже видим на экране довольно обычную девочку, да еще и с проблемами в социализации. Но по мере развития сюжета героиня не просто хорошеет на глазах - она становится писаной красавицей. И тот факт, что вокруг нее крутятся умные мужчины (да и женщины тоже), уже можно трактовать двояко: да, она умная, но вместе с тем она еще и яркая, эффектная, стильная, сексуально привлекательная, уверенная в себе. Конечно, такой женщине будет гораздо проще завоевывать всеобщее внимание и восхищение - и, кстати, зрительское в том числе.

Совсем не понравилась тема с таблетками-наркотиками-транквилизаторами. Очень отталкивало, почему-то. Выглядело, как своего рода реклама или пропаганда: пей таблетки и будешь видеть шахматную доску на потолке, будешь хорошо играть, развивать воображение и никогда не иметь побочых эффектов, независимо от дозировки.

Но это мое личное мнение.





А сейчас я приведу отрывок из хорошего отзыва, оставленного на Кинопоиске:



"Шахматы здесь не просто хороший тематический антураж и второстепенный инструмент. Шахматы здесь - огромный мир, полный фанатов и фанатиков, легендарных и 'широко известных в узких кругах' личностей, консервативных правил и сломленных стереотипов. И все это с глубоким погружением в детали, которое, уверен, придется по вкусу и профессионалам, но при том абсолютно без 'занудства', которое могло бы испортить впечатление, если вы не знаете, как ходит конь.

Но что кроме спорта? Первое, что бросается в глаза - великолепное чувство стиля у всех, кто отвечал за картинку. Американские шестидесятые поданы без единого 'дайнера' или парада 'бьюиков', как это обычно принято. Атмосфера создается огромным числом небольших деталей, где-то едва заметных, где-то выходящих на передний план.

Тема женщины в 'мужском' спорте не режет слух, не давит навязчивостью и не перебивает сюжет, хоть и стоит не на последнем месте в истории. Конечно же, тема расового неравенства в шестидесятых тоже затронута, но еще более вскользь. Гораздо больше в кадре проблем алкоголизма, наркомании, социального неблагополучия, отцов и детей... но всё это в сумме сложно назвать даже второстепенными темами, настолько оно не способно оттенить мощь шахматной атмосферы."


Конечно, положительных отзывов на этот сериал на порядок больше, чем негативных, и о них все наслышаны, но я приведу здесь один отрывок и из негативного отзыва, с которым я согласна:

"Тут нужно сказать о главной героине. Она... бесконечно совершенно умна, невероятно красива и проигрывает только тому сопернику которого обыграет тысячу раз в следующем поединке или по причинам собственных слабостей (ну вы же знаете, женщины такие да).

Сериал заботливо дает нам понять каждый раз, что проиграла она не потому, что в любом спорте вообще бывают неудачи, а потому что ее нежная натура допустила сбой. Даже пагубные привычки ничуть не меняют её, только заставляют неприятно краситься. По сути - она лучший шахматист на планете от рождения и сильнее всех-всех, просто потому что. Такому персонажу не хочется сопереживать, да фильм в этом и не нуждается."





Ну и еще приведу как всегда ценное для меня мнение Дмитрия Быкова, с которым я тоже солидарна. Он высказался об этом в своей передаче на радио, поэтому я просто запишу то, что слышала:


"Я как-то одобрительного отношения к этому сериалу не разделяю. Потому что "Королевский гамбит" - это очень мило, уютно как-то, но мне кажется, что ничего, кроме очень глубокого изучения шахмат с помощью Каспарова, эта работа не содержит. Очень хорошо играет девушка. И девушка талантливая. Еще бы! Там шотландско-аргентинские корни - и это взрывчатый коктейль. Она красивая, и мне это очень было увлекательно. Но при этом эмоциональных каких-то глубин я там не открыл.

В "Защите Лужина" все сделано гораздо остроумнее. И самое главное, там совершенно не использован ход, который завещал нам Набоков: построить текст, как шахматную партию..... Никаких аналогий, кроме того что девушка - ферзь, королева, - там нету. Наоборот, мне кажется, что девушка ведет себя как король, она ходит максимум на одну клетку.... Внутреннего шахматного мира, в отличие от мюзикла "Шахматы", там не построено. И это мне кажется серьезным недостатком."



И еще один интересный комментарий Быкова:


«Ход королевы»

Из всех текстов, о которых мы говорили, «Ход королевы» — единственный политический роман. Он принципиально важен еще и потому, что плотно привязан к своей эпохе. «Защита Лужина» и «Победа» могли быть спокойно написаны в другое время. Роман об американской чемпионке является классической работой 1980-х — финала интеллектуального противостояния России и Америки и стратегиях победы у этих шахматных сверхдержав. Это последний роман о совместном переосмыслении.

То есть еще раз «Ход королевы», во-первых, посвящен поиску американской идентичности, во-вторых, идеологическому, культурному и интеллектуальному противостоянию России и Америки. Тевис абсолютно точно угадал, что США в нем победят, а Америка найдет себя. Кем была бы Бет Хармон, если бы не советский шахматист Боргов? Благополучно бы спилась. А у нее появился стимул жить. Конечно, Бет Хармон — это образ Америки, при этом самый обаятельный в американской прозе. Если в сериале она секси, то в романе секси только ее мозги. Ведь как писал Аксенов в свое время: «В обладании женщиной умной есть особенный сексуальный шарм».

В Америке две проблемы — наркотики и выпивка (Неужели?!). Жизнь большинства американцев очень нервная, для разгрузки они прибегают к химическим веществам. И тут Тевис тоже оказался пророком бесконечных шуток Дэвида Фостера Уоллеса — это нация, подсаженная на наркотики и одержимая веществами. И вот в это все вливается Боргов, который и заставляет Америку (то есть Бет) встряхнуться и реализовать свой максимум.

Тевис очень хорошо описывает шахматную баталию. Когда Бет играет с Лученко, она понимает комбинацию и куда это все ведет. Поведение же Боргова иррационально. Это иррациональность русской души — это Бет сразу поняла. Биография Боргова не так важна, как и давление, которому он подвергается в Советском Союзе. У него все принципиально иначе, он — инопланетянин с другой шахматной стратегией и планами. Когда Бет Хармон противостоит Боргову, она не понимает, чего он хочет. Он не жаждет ни процветания, ни счастья, ни денег, ни победы. Боргов спокойно относится к поражению. Когда Бет побеждает, он обнимает ее.

Последняя фраза романа — Бет, еле подбирая русские слова, произносит: «Сыграем в шахматы». Это трактуется так: попробуем поговорить и понять друг друга, ведь мы друга для друга — единственный шанс вернуться к идентичности. Кстати, что Боргов добреет, проиграв ей, это тоже надежда.

Так за счет чего Бет выиграла? В романе она чрезвычайно неприятное существо — девочка, которая не вписывается ни в какую среду. Из мужчин она высасывает информацию, собирает мед, больше они ей не нужны. Но в последнюю ночь перед доигрыванием ей звонят четверо американских друзей, и она несвойственным ей скрипучим голосом отвечает: «Бенни, я так рада тебя слышать». Волна теплой поддержки, которая до нее докатилась, позволила вспомнить, что она человек. И эта человечность помогла ей выиграть.

Бет победила Боргова не его оружием, что очень важно. Она победила его тем, что лежит в основе американского общества — солидарностью. И Россия, которая умна за счет страха, милитаризма и противостояния власти, поддалась. Потому что Америка победила ее своей простой идиотской ковбойской улыбкой, которую так все здесь ненавидят. Именно поэтому книга так драгоценна. Это напоминание о том, какими мы были и что Америка — это Бет Хармон, а не Дональд Трамп."

(ну все же, справедливости ради, я бы сказала, что Америка - это и Бет Хармон, и Дональд Трамп в одном флаконе)
Tags: америка, быков дмитрий, кино, кино американское, мое кино, набоков владимир, шахматы
Subscribe

Posts from This Journal “шахматы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments