жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Мои путешествия. Калифорния, 2019. Часть 10. Йосемитский национальный парк

Это заключительный пост о нашей поездке в Калифорнию осенью 2019 года.

И посвящен он будет одной из главных достопримечательностей Калифорнии, ее нерукотворному чуду - Йосемитскому национальному парку.

Этот парк находится примерно в 3,5 часах езды от Сан-Франциско (или в 6 часах езды от Лос-Анджелеса), на склонах горного хребта Сьерра-Невада.

Он занимает огромную территорию: его площадь равна 3081 км² .

Для большей наглядности я решила сравнить его площадь с территориями крупных городов. Так вот, размеры Йосемитского парка превышают размеры и Нью-Йорка, и Токио, и Лондона, и даже Москвы с ее 2510 кв.км.

Природа здесь богата и живописна, а 95% парка вообще считается зоной дикой природы.

Тут есть горы и каньоны, гранитные скалы и водопады, рощи и луга, леса и долины, а также тысячи рек, озер и ручьев.

Очень разнообразна флора и фауна. Здесь можно увидеть медведя, рысь, лисицу, койота, барана, не говоря уже о сотне видов птиц.

Вот на пути нам встретились олени.

Не то белки, не то сурки.

Удалось даже заснять синюю птицу.

Судя по ее окрасу и характерному гребешку, это черноголовая голубая сойка, которая, кстати, обитает только в Северной Америке.

А еще здесь проложено 560 км дорог и 1300 км туристических маршрутов.

Кроме этого, в парке можно кататься на горных лыжах, лошадях, играть в гольф, заниматься скалолазанием.

Мы случайно заметили одного такого любителя лазить по горам. На этой фотографии его почти не видно, но он находится где-то на уровне вершины центрального дерева, только немного правее, рядом с наскальными деревцами.

Вот его фотография крупным планом

Все это делает Йосемите очень популярным и привлекательным местом для туристов, которых за год здесь насчитывается порядка 4-5 миллионов человек.

Но надо отметить, что большинство посетителей парка концентрируются исключительно на долине Йосемите.

Несмотря на то, что она занимает всего лишь 1% от общей территории парка, именно здесь расположены многие достопримечательности парка и смотровые площадки.

Вся основная инфраструктура сосредоточена тоже здесь: кемпинги, отель, магазины, кафе, музей, театр, информационный центр. Также именно по территории долины курсирует бесплатный автобус, что очень удобно для тех, кто приехал без собственного автомобиля.

Вот и мы с остальной группой туристов, заказавших 15-часовой тур из Сан-Франциско, приехали именно сюда.

Сразу скажу, что приезжать сюда на один день совершенно недостаточно. Если учитывать, что около 7-8 часов уходит на дорогу туда-обратно, а темнеет довольно рано, то на сам осмотр остается часов 5-6. Это ничтожно мало.

Да, в идеале хорошо бы сюда приехать на 2-3 дня на своей машине и разбить палатку в палаточном городке, чтобы не спеша объехать много разных точек либо вдоволь походить пешком, а также иметь возможность полюбоваться здешним восходом и закатом.

Можно снять гостиницу на территории парка и для перемещения использовать бесплатный шаттл, объезжающий основные ключевые места, можно рентовать велосипед либо выбрать маршрут и гулять пешком.

Но у нас в наличии был всего один день, и такой тур дает очень приблизительное представление о парке.

Увы, мы сделали на его территории всего четыре остановки, а остальные красоты наблюдали (и, соответственно, фотографировали) исключительно из окна автобуса.

Мало, но, как говорится, спасибо и за это!

И первая наша остановка - это место под названием Tunnel View, откуда открывается потрясающий U-образный вид на долину.

Для многих туристов это место является главной остановкой для первого знакомства с парком.

К тому же это та точка, где делается большинство фотографий и селфи - пейзаж здесь и правда волшебный.

Это очень хорошая обзорная площадка, откуда видны некоторые знаковые объекты, такие как гора El Capitan (Эль-Капитан, слева), гора Half Dome (Хаф Доум, на заднем плане) и водопад под красивым названием Bridalveil Fall ( переводится как фата невесты, чуть правее).

Называется он так потому что от падающей воды рассеивается множество мелких капель, что выглядит как шлейф невесты.

К сожалению, осенью это не очень хорошо видно, так как за лето большинство водопадов пересыхает. Поэтому смотреть их лучше всего весной, ближе к маю.

Вот этот водопад, снятый с другой точки.

На этой же площадке сделан замечательный макет открывающегося перед нами пейзажа, где указаны все скалы, водопады, реки и озера, которые видны с этой точки.

После этого нас отвезли к информационному центру и дали нам три часа свободного времени.

Не уверена, что это было правильным подходом к делу, так как мы не очень представляли себе ни куда идти, ни сколько времени и сил займет дорога, поэтому первый час просто гуляли по близлежащим тропинкам, боясь заблудиться или отойти слишком далеко от дороги.

Мы вообще очень недооценили расстояния. То, что, казалось, находится совсем недалеко, по факту требовало как минимум 20-30 минут ходьбы.

Например, мы решили дойти до этой скалы, чтобы увидеть расщелину, где теоретически находится водопад, который, правда, высох к сентябрю.

Мы думали, что дойдем до него минут за 5-7. Однако, начав петлять по дороже, мы поняли, что потратим на дорогу не менее получаса. А потом надо бы еще и возвращаться обратно.

Не дошли. Вернулись с полдороги.

Вот почему приезжать сюда на день совершенно недостаточно.

Но вообще гулять здесь одно удовольствие!

Куда ни глянь, везде совершенно потрясающие пейзажи.

Все здесь дышит жизнью, и природа здесь живая, поэтому этот парк мне понравился гораздо больше, чем мертвые камни Большого каньона.

Поняв в итоге, что времени у нас осталось где-то часа два, а мы по сути топчемся на одном пятачке, я решила рискнуть и сесть на шаттл, чтобы сделать полный круг и хотя бы из окна, поверхностно, увидеть долину Йосемите.

Конечно, имея в запасе много времени, надо бы выходить на каждой остановке (а их всего 20) и гулять там, осматривая те или иные достопримечательности. У нас же был самый что ни есть галоп по Европе. Пейзажи сменялись один за другим очень быстро: рассмотреть внимательно или понять, что именно мы видим, было совсем не просто.

Риск же для нас заключался в том, что весь этот круг автобус объезжал примерно за полтора часа, а надо было еще добраться до шаттла и потом, через полтора часа, найти свой автобус. Были реальные шансы опоздать. Но и упустить эту возможность я не хотела.

В итоге мы все успели, хоть и были всю дорогу немного на нервах. Но я не жалею - оно того стоило.

Несколько раз за время нашей прогулки мы встречали людей с мешками и палками-хваталками. Вначале я думала, что это работники парка, следящие за порядком. Но почему они тогда не в униформе? И почему среди них есть дети?

Я задала такой вопрос в информационном центре, когда мы вернулись с прогулки, и мне ответили, что это обычные туристы, которые добровольно становятся волонтерами. Им выдают этот нехитрый инвентарь, они выбирают маршрут, обходят его и на всем его протяжении собирают мусор. Совмещают, так сказать, приятное с полезным.

Мне очень понравилась эта замечательная идея!

Итак, все успев и заняв свои места в автобусе, мы двинулись к следующему знаковому месту.

Им оказалась, уже частично увиденная нами издалека, гранитная скала Эль-Капитан.

Я стояла напротив этой скалы среди множества других туристов, собравшихся здесь, и откровенно не понимала, в чем же заключается ее особенная притягательность для них. Скала как скала.

Тогда я смотрела на нее и видела перед собой только огромный кусок гранита, на первый взгляд мало чем отличающийся от других подобных скал.

Мы отошли от нее подальше, чтобы лучше видеть.

Гид нам рассказывал, что эта скала простирается в высоту примерно на 900 метров выше уровня долины Йосемите, но при этом она считается одним из самых популярных в мире объектов среди скалолазов.

На ее вершину проложено более 100 маршрутов разной, но довольно высокой категории сложности.

А еще эта скала интересна тем, что зимой на ее восточном склоне можно наблюдать редкое явление: на закате солнечные лучи отражаются в падающем потоке воды, из-за чего водопад становится буквально огненного цвета. Его так и назвали - Лошадиный хвост (Horsetail Fall).

Увы, и этот водопад к сентябрю пересох.

Честно говоря, сейчас мне уже сложно представить, что еще несколько месяцев назад я ничего не знала о существовании Эль-Капитана.

Да я и сейчас мало что знала бы о нем, если бы на обратном пути из Йосемите в Сан-Франциско наш гид не включил бы для нас кино.

Кино это было документальным и рассказывало о жизни одного из скалолазов, который подчинил себе эту скалу и дошел до ее вершины.

Фильм назывался "Dawn Wall" - Рассветная стена. А имя скалолаза - Томми Колдуэлл.

Вначале фильм я смотреть не собиралась. Альпинизмом и скалолазанием я сроду не увлекалась, да и вообще эта тематика никогда меня особо не интересовала. Не говоря уже о том, что я панически боюсь высоты. Какие уж тут горы... Я даже задремала на какое-то время...

Когда минут через 10 я проснулась и с новыми силами стала следить за происходящем на экране, я стала понимать, что смотрю и слушаю с большим интересом и даже волнением. Фильм рассказывал о жизни Томми, начиная с самого его детства и заканчивая его рекордным прохождением на вершину Эль-Капитана. За эти полтора часа я узнала столько невероятных фактов как о нем, так и о самом процессе скалолазания, сколько не знала за всю мою предыдущую жизнь.

Томми на сегодняшний день считается одним из самых универсальных скалолазов в США. А маршрут под названием "The Nose" на Эль-Капитане - не только один из самых сложных маршрутов, но еще и самый известный маршрут как в США, так и во всем мире.

Я, затаив дыхание, слушала его историю о том, как в Кыргызстане, на горе Памир, его команду из 4 человек, включая и его жену,  похитили исламские боевики и держали взаперти в течение 6 дней. И убежать из плена им удалось благодаря тому, что Томми убил одного из боевиков, столкнув его с обрыва.

С женой после всего пережитого они разошлись - не смогли быть вместе после таких испытаний. Вот ведь как бывает! Они вдвоем, в одной связке поднимались на вершину Эль-Капитана, а жизненные трудности не смогли вместе преодолеть.

Я совершенно не ожидала и никогда бы не предположила, что так увлекусь фильмом о Томми Колуэлле, но история его жизни до того запала мне в душу, что, приехав в гостиницу, я вместо сна еще два часа читала разные статьи о нем.

Впечатлил меня, например, тот факт, что он случайно отрезал себе кусок пальца. Пальца!!! Для скалолаза это катастрофа! Ему пришили его, но потом пришлось снова этот кусок отрезать, так как он только мешал при подъеме.

Невероятный человек!

фото взято здесь

Я прочитала также, что не так давно он женился еще раз и у него родился сын Фитц. Уже немного зная Томми, я понимала, что такое имя он дал ребенку не просто так. И я угадала!

Став искать, есть ли какая-то гора с таким или похожим названием, я нашла ее в Патагонии, на территории Аргентины и Чили. Гора Фицрой. Томми поднялся на нее в 2014 году.

А эта фотография сделана в 2018 году на вершине Эль-Капитана, когда Томми Колдуэлл (он слева) и Алекс Хоннольд установили мировой рекорд в скоростном прохождении знаменитого на весь мир классического маршрута "The Nose".

Благодаря этому фильму Эль-Капитан стал для меня не просто куском мертвого гранита, а совершенно особенной живой скалой, даже в какой-то степени близкой и родной. Как и сам Томми.

Вообще, забегая вперед, я могу сказать, что самые сильные эмоции, связанные с Йосемите, я испытала, как ни странно, в автобусе, во время просмотра "Dawn Wall".

А мы движемся к последней остановке, на которую нам отвели всего 10 минут. Я даже не запомнила название этого места, но мне кажется, что это "Mirror Lake" - Зеркальное озеро. Но могу и ошибаться.

Место действительно очень красивое. Особенно благодаря зеркальной глади воды, в которой отражаются скалы и деревья.

И здесь, наконец, нам удалось увидеть первый невысохший водопад, да еще и поймать в нем радугу!

Коротенькое видео

А мы садимся в автобус и возвращаемся в Сан-Франциско.

Солнце стало клониться к закату, а мы все еще ехали по огромной территории восхитительного Йосемитского парка.

Этот отпуск закончен. Я прощаюсь с Калифорнией до новых встреч. Впереди - новые путешествия и новые впечатления.

И это так здорово, когда что-то есть впереди, о чем можно мечтать, и эти мечты сбываются!

Tags: америка, жзл, йосемити, кино, кино документальное, мое кино, природа, путешествия, штат калифорния