жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Category:

Нью-Йорк, Нью-Йорк... Музей современного искусства МоМА. Часть 4

Итак, заключительный рассказ о нашей прогулке по музею МоМА.


Мы спускаемся на второй этаж. Здесь находятся несколько галерей, в основном, со сменяющимися экспозициями. Но я остановлюсь подробно только на двух из них.

Первая посвящена великому испанскому художнику и скульптору Жоану Миро.

Как и Пикассо, он родился в Барселоне.

Направление его творчества - абстрактное искусство, хотя временами он близок и к сюрреализму.



Интересно, что одну из его картин купил Эрнст Хемингуэй.

В 1950 году Миро писал фреску для Гарвардского университета, а спустя пять лет расписывал стены парижского отделения Юнеско.



В 1974 году Миро вместе с другим испанским художником Ройо создал гобелен для Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, но он был утрачен во время теракта 2001 года.

В 1977 году эти же художники создали гобелен по заказу Национальной галереи искусства в Вашингтоне.



В принципе, все эти перечисления излишни, так как его работы украшают здания и общественные места в разных городах мира.

Я вот только что вспомнила, что видела одну из его скульптур под названием "Персонаж" в парке скульптур на территории штаб-квартиры питьевого гиганта PepsiCo в графстве Вестчестер, штат Нью-Йорк.

Вот эта скульптура (фотография сделана во время той поездки):



Кроме картин и скульптур, Миро еще и мастер коллажей.

Вообще, откровенно говоря, из-за усталости я недостаточно времени уделила этой экспозиции, о чем сейчас очень жалею, поскольку эта экспозиция временная и скоро будет закрыта.



Посетитель стоит у стеллажа с различными иллюстрациями художника.

Отличный прикид для похода в музей современного искусства! Очень уместный! А сумка так вообще сойдет здесь за экспонат ))



Правда, людей в подобных нарядах в тот день в музее было много. И это не было связано с самим музеем.



Просто в Манхэттене с утра в тот день проходил какой-то парад или конкурс шляпок (я уже не помню точно), и мы на своем пути, начиная с метро, встречали немало народу в оригинальных шляпках и костюмах, расходившихся с этого мероприятия.



Выходя из галереи с работами Миро, мы увидели вот такие ироничные и провокационные рисунки неизвестного автора по имени LB:



Да, и такое выставляется в одном из главных музеев Нью-Йорка ))



Ну и последний художник, о котором я бы хотела рассказать, это Павел Челищев.

К моему стыду, до похода в этот музей мне его имя ни о чем не говорило и картин его я никогда раньше не видела. Тем не менее, именно возле его работ я провела больше всего времени, и именно его картины произвели на меня самое большое впечатление.



Я подошла к этим картинам не потому, что меня привлекло имя их автора или общий ажиотаж,  обычно связанный с культовыми или знаменитыми работами. Нет.

Я подошла к ним, и долго стояла, и внимательно рассматривала детали только потому, что меня ТАК зацепили эти картины и ТАК мне понравились.



Когда дома я стала искать информацию о Челищеве, то лишь тогда поняла, какого уровня художника я для себя сейчас открыла.

Странно, но по какой-то причине в Америке он известен гораздо лучше, чем в России. Да и многие его произведения находятся в основном в американских коллекциях.

Эти картины Челищева тоже принадлежат МоМА, а выставка является постоянной.



Русский художник Павел Федорович Челищев родился в 1898 году в Калужской губернии.

В 1918 году многодетную семью Челищевых выселили из родового имения по распоряжению Ленина.

Так Павел оказался в Киеве, где посещал Академию художеств.

со

В 1920 году он эмигрировал в Берлин, затем в Париж, где стал театральным художником Сергея Дягилева.

Но настоящая мировая слава как живописца настигла его только в США, куда он эмигрировал со своим партнером.

В 1948 уехал жить в Италию, где и умер в 1957 году от инфаркта.



Покровительница художника, американская писательница Гертруда Стайн считала Челищева столь же гениальным, как и Пикассо.

Кстати, и Дали, и Пикассо высоко ценили живопись Челищева.



Любопытно, но в некоторых русскоязычных источниках именно Челищева называют основателем мистического сюрреализма, считая, что он создал это направление в живописи еще за 9 лет до Сальвадора Дали.

Это, конечно, очень громкое заявление, которое можно найти и в русской Википедии, в статье, посвященной художнику. В аналогичной англоязычной статье такой информации, кстати, нет. Как нет ни одного упоминания о нем в обзорной статье, посвященной сюрреализму.

На американском сайте аукционного дома Sotheby's в статье, посвященной Челищеву, о нем говорят так: "Из всех сюрреалистов ХХ-го века немногие были такими же уникальными и своеобразными, как Павел Челищев." (перевод мой). То есть, его талант признают и очень высоко ценят, но в основатели все же не записывают.

Как же сложно в наше интернетовское время фильтровать и отбирать информацию!




"Игра в прятки", 1940-1942

"Игра в прятки" - самая известная работа художника.

На самом деле Челищев задумывал написать монументальный триптих "Чистилище-рай-ад", но не успел его закончить.

"Прятки"  - это Чистилище. Картина "Феномен", которая находится в Третьяковке, предполагалась быть "Адом". "Рай" так и не был написан.

Интересный факт: в 1942 году на персональной выставке в Нью-Йорке у этой картины часами простаивали зрители. Рядом висела "Герника" Пикассо, но во всех опросах "Прятки" опережали "Гернику" по популярности.



Мы направляемся к выходу и идем мимо вот такой настенной инсталляции.

В наше время в музее современного искусства можно увидеть все, что угодно, даже нечто, сшитое из лоскутов мусорных мешков. Главное, чтобы это было сделано талантливо и оригинально. А вот станет ли такое произведение классикой - рассудит только время.



Так выглядит музей изнутри.



А мы выходим из музея и попадаем во внутренний сад скульптур под открытой крышей.

Сад носит имя Эбби Олдрич Рокфеллер, матери Дэвида Рокфеллера, которая была одним из основателей этого музея в 1929 году.

До сих пор наследники Рокфеллера делают фантастические пожертвования Музею современному искусства. Недавно они передали ему 200 млн долларов - и это самое большое пожертвование в истории музея.



Прямо у входа в сад мы видим огромную розу. Это работа Isa Genzken, 2007 года. Была установлена здесь лет 8 назад.



Рядом с ней очень любят фотографироваться посетители.



Некоторые готовы позировать даже стоя на голове.



Сам сад небольшой, но очень и очень посещаемый.



Некоторые люди приходят в музей на целый день, и этот сад - прекрасное место для отдыха в промежутках между просмотрами.

Хотя и в нем самом есть что посмотреть. Некоторые скульптуры устанавливают временно и часто их обновляют.



Желтая Мадонна. Работа Катарины Фрич, выдающегося современного немецкого скульптора.



Не знаю, что это. Не нашла пояснений.



Знаменитая "Коза" Пабло Пикассо.



Вот такая забавная инсталляция со снеговиком.



Не знаю, возможно снеговик был сделан из настоящего снега. Хотя вряд ли.



Серия из четырех скульптур Матисса под названием "Спина" (первая не вошла в кадр).

За четвертый барельеф обнаженной женской фигуры на аукционе Кристи в 2010 году заплатили около 49 млн долларов, что стало рекордной суммой для произведений Матисса, когда-либо проданных на аукционе.



Скульптура под названием "Река" (The River) французского скульптора Аристида Майоля (Aristide Maillol), 1938-1943.



Его работами восхищался сам Роден.



Женщина, сидящая в позе роденовского Мыслителя. Автора не смогла найти.






Так сад скульптур выглядит с высоты 4-го этажа.



Вот такая получилась у нас прогулка в один лучших музеев Нью-Йорка и всего мира - в Музей современного искусства МоМА.

Будет возможность - обязательно его посетите!

Tags: живопись, живопись-сюр, музеи нью йорка, нью йорк, пикассо, рокфеллеры, скульптуры
Subscribe

Posts from This Journal “музеи нью йорка” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments