жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Categories:

Любимые рассказы. Александр Амфитеатров - История одного четверостишья



Не помню, откуда именно появился у меня этот рассказ, напечатанный на двух стандартных листиках, но прочитала я его впервые, думаю, лет 30 тому назад. Читала и хохотала.

На интернете я до сих пор не могу его найти, хотя автор - известный русский писатель, драматург, критик и фельетонист Александр Амфитеатров - написал его довольно давно, если учесть, что он умер еще в 1938 году. А потому приходится набивать текст от руки.

Удивительно, до какой же степени этот рассказ (а скорее фельетон), звучит сегодня современно и актуально, если прочитав его опять, я точно так же смеялась до слез, несмотря на то, что он был написан как минимум восемь десятилетий тому назад.

Господи, прошел почти век - а ничего вокруг не меняется в смысле идиотской политкорректности и квасного патриотизма... Разве что становится еще хуже...


*****************************************************************

ИСТОРИЯ ОДНОГО ЧЕТВЕРОСТИШЬЯ
А. Амфитеатров


Сказал поэту редактор:
 - Слушайте, вы талант. Почти гений. Разве что без пяти минут с секундами. Напишите же мне патриотическое четверостишие. Но такое, чтоб угодило всему Зарубежью - с крайнего права до крайнего лева. Без разногласий, партий и фракций!
- Могим! - ответил поэт. - За нами дело не станет. Нам рифмовать - что наплевать.
Присел к столу и накатал одним махом:

        Россия, Россия, Россия
        Россия, Россия моя!
        Ты нового жертва Батыя!
        Какая же Ленин свинья!

Редактор прочел и не одобрил:
- Нет, не то. Во-первых, я взыскательный старовер насчет рифмы, а "Россия - Батыя" как-то дубовато... Во-вторых, бранясь Батыем, вы вооружаете евразийцев против журнала.
 - Не важно суть! Их два с половиной человека.
- При подписке и два с половиной человека счет множат, а не убавляют. В-третьих, ругать Ленина уже давно запоздалый прием.
- Вы правы. Зачеркните Ленина, поставьте Сталина. Размера не нарушит, а смысл, правда, экспрессия даже возрастут.
- Но четвертое, и самое главное: вы слишком пессимист, мой друг! Что это? Одно отчаяние - и никакого упования! А разве эмиграция не уповает?Ого-го! В том дни и ночи проводит - главный промысел! Ну-с, и где же ее упование? Нельзя без упования! Упование дайте мне!
- Упования подпустить не шутка, - согласился покладистый поэт. - Вот вам:

       Россия, Россия, Россия,
       Россия, Россия моя!
       Придешь ли, желанный Мессия?
       О Боже, будь воля твоя!

Но редактор сморщил нос:
- Нет, слишком елейно. За "боже, будь воля твоя" левые обвинят нас в пиетизме, клерикализме, а за "желаемого мессию" завопят правые ортодоксы, что мы иудействуем и тянем эмиграцию в жидомассоны.
И при том опять: кто же теперь рифмует притяжательные местоимения? Нет, надо быть изысканным, а это какая-то Башкирия: моя врала - твоя не разобрала.
- Гм, ну и требовательны же вы... Ладно, попробуем так:

        Россия, Россия, Россия,
        Россия, Россия моя...

- Погодите, - перебил редактор, - Давно хочу спросить: почему так много России: Пять раз! Убавьте, голубчик.
- Но это для пафоса!
- Для пафоса хватит и трех.
- Покушаетесь на свободу творчества? Ну, будь по-вашему!

       Россия, Россия, Россия,
       О Волга! Мать Волга моя!

- Вы волжанин?- опять перебил редактор.
- Нет, у нас Псёл.
- Так по какому же праву вы, Псёл эдакий, присваиваете себе Волгу?
- Фу, какой придира! Ладно уж, получайте:

        О, девственной Волги струя!

Редактор пожал плечами:
- Извините, дорогой, но...совершенно бессмысленный эпитет. Сами же только что назвали "Мать Волга". Да-с, Волга-матушка, Волга-кормилица...откуда же "девственная"?
- Всякое терпение с вами лопнет. Меняю: "Кормилицы Волги струя". Довольны?
- Нимало. "Струя кормилицы" - грубая проза, молочный продукт. И вообще, "струя" - вы Волгу-то видели?
 - Не случалось.
- Оно и заметно. Недурная струя - три версты шириной!
- Ох черт возьми! Мучитель вы мой! Напрягаюсь из последних сил:

          Россия, Россия, Россия!
          Заря запылала твоя!
          Греми, вдохновенный вития:
          "Я иду с мечом, судия!"

- В последней строке размер не выдержан.
- По нынешней просодии - не грех, а достижение. Зато обратите внимание: можно читать и тудою и сюдою, как, бывало, говорили в Одессе. Читай справа, читай слева - все будет "я иду с мечом, судия!"
- Гм...Я эту штуку знаю с приготовительного класса - удовлетворяет и справа и слева... Но "иду" - куда иду, зачем иду? Темно и беспокойно... Не лучше ли будет "сижу"?
- Тогда уж заодно и стих выгладим:

         Сижу я с пером, судия!


- Ну вот! Вдохновенный судия приглашается греметь, а вы сидите с пером, готовый записывать вроде репортера.
- А, уберем судию, черт с ним!

         Отрадные слезы лия
         Гремит вдохновенный вития
         Заря запылала твоя
         Россия, Россия, Россия!

- Чудесно! Однако "вдохновенного витию" заменим на "многодумного". Даже не без политического намека, что в свое время заседал во многих государственных думах.
- Сдаюсь на безусловную капитуляцию.
- Итак, окончательная реакция?

          Россия, Россия, Россия!
          Заря воспылала твоя!
          Гремит многодумный вития,
          Отрадные слезы лия.


Великолепно! Патриотизма бездна, прицепиться не к чему. И как это вы право, кратко! Скорей, чем Бальмонт литовских поэтов переводил. Позвольте в знак признательности дружески обнять вас.



Tags: амфитеатров а., политкорректность, рассказы, россия, юмор
Subscribe

Posts from This Journal “рассказы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments