жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Categories:

Д. Быков - "Один". Нарезки. Часть 1. О сказках Андерсена, новеллах О.Генри и фильмах Вуди Аллена



Не имея возможности слушать в прямом эфире программу Дмитрия Быкова "Один" на Эхе Москвы ( да, в общем-то, и прослушивать ее в записи не совсем получается из-за ее длинного хронометража), я часто просто перечитываю выложенные тексты этих передач, т.к. этот процесс у меня занимает гораздо меньше времени.

Все, о чем говорит Быков, отвечая на вопросы радиослушателей, невероятно интересно и познавательно, но информации там столько, что все, что заинтересовало меня, удержать в памяти совершенно не представляется возможным.  Но все подряд выкладывать здесь немного глупо: слишком много материала, да и все записи можно найти на сайте Эха.

Поэтому я решила выладывать у себя только то, что мне особенно понравилось или заинтересовало меня, и что хотелось бы для себя сохранить: любопытные факты, собственные выводы и интерпретации Д.Б. в анализе художественных произведений, красивые формулировки, меткие цитаты, итд.

Не более 3-5 таких отрывков на одну передачу.

Никакой политики и психологии. И не только потому, что я не во всем согласна с Быковым, а потому, что в вопросах политики и психологии я не считаю его мнение достаточно компетентным и авторитетным.

В таком формате мне легче и удобней ориентироваться. Ссылка на полную видео и аудио запись прилагается.

Вот первая такая нарезка.


***********************************************************************


«Не могли бы вы вкратце рассказать о творческих особенностях новелл О. Генри. Вроде и простые рассказы, но нравятся так, что не ясно, почему».

Ясно, почему, на самом деле. Потому что О.Генри смотрит на мир с позиции доброго бога, и это довольно редкий взгляд, и в XIX веке, и сейчас. Из всех американцев – вот его, кстати, Матвеева очень любила – О.Генри один по-настоящему убежден из всех своих современников, из всех потомков, что мир в основе своей справедлив. Эта такая позиция немного циничного, немного насмешливого, немного мафиозного господа, который с благородным умилением попечительствует бедным своим детям. Отсюда его счастливые концовки, как в «Последнем листе», отсюда его циничное умиление, такое оксюморонное, «Дарами волхвов». Отсюда его циничное умиление благородным жуликами, которые не очень честными путями все равно устраивают мир к лучшему.

Вот эта тайная вера О. Генри в то, что мир устроен благородно, и правильно, и морально – это, пожалуй, трогает больше всего, причем удивительно, к богу приходит не ищущий его. И носителями этой благородной , такой благородно-жульнической морали – отсюда и «Благородный жулик», название цикла о Джеффе Питерсе. Это герои, которые не самыми правильными путями приходят к самым правильным поступкам.

Вот, например, замечательный рассказ про Билли-малыша – забыл я, как он называется, – который имел в своем арсенале далеко не только убитых индейцев, но вот однажды он убил белого в драке, в ссоре, вспыхнувшей в салуне за картами, потом приехал в Мексику. Узнал, что пожилая семья разыскивает сбежавшего сына, у которого была вот такая-то татуировка, и он вспоминает, что такая же татуировка была у убитого им парня. По совету подлого консула он притворяется этим сыном, и его усыновляет эта пара, а консул надеется, что он их ограбит. А он их не грабит и грозится убить этого консула, и становится им верным сыном, становится на путь добродетели. И кончается все это тем, что он кричит: «Мама, я иду!». И синьора рыдает над ним каждый вечер. Жулик, обманом приводит мир к правильной конфигурации, возвращает ей сына. Вот в этом глубокая евангельская проповедь О.Генри о том, как жулики приводят мир не самыми честными путями к самой правильной конструкции.

Глубокая вера О.Генри в то, что люди, ошибаясь, сбиваясь, путаясь, но все-таки возвращают мир к божьему замыслу, сами того не ведая. Как в «Бабьем лете Джонсона Сухого Лога» – совершенно упоительный рассказ, где любовь приходит в иссохшее сердце непонятными путями. Эта вера и делает О. Генри для нас самым прелестным автором.




«В прошлой передаче вы говорили о Новом Голливуде. Можно ли туда отнести Аронофски и Вуди Аллена?»

Аронофски – безусловно, потому что он продолжает традиции Нового Голливуда, он умудряется снимать интеллектуальные триллеры, скажем, вот этого «Черного лебедя», он умудряется «Фонтан» делать очень зрелищным фильмом, хотя самый его сильный фильм, если я ничего не путаю, это «Реквием по мечте».

Что касается Вуди Аллена, то нет, конечно. Вуди Аллен – это не совсем Голливуд. Это такой независимый нью-йоркский стиль, абсолютно отдельный, тоже очень разный. У него есть пародии, есть трагедии, есть великолепные, типа «Манхэттена», глубокие фильмы, но все-таки, Вуди Аллен – это сам себе режиссер и сам себе жанр. К Новому Голливуду он имеет только то отношение, что иногда он снимает крупнобюджетные фильмы и снимает звезд, но это, скорее, большая редкость. В основном Вуди Аллен – это хроники невротика, который борется со своими комплексами.

Я не люблю совершенно Вуди Аллена, но очень ему умиляюсь, у него есть совершенно великолепные картины, тот же «Матч-пойнт». Но при этом он бесконечно от меня далек. За что его люблю, так это за то, что он иногда снимает Скарлетт Йоханссон и кажется, что у него она играет даже лучше, чем у Софии Коппола. У него она просто расцветает.




«Почему все сказки Андерсена такие грустные?»

Чтобы пробить ребенка, надо применять жестокие приемы, пробить его защиту. А у всякого малька есть желточный мешок, мешок жизненной силы, данной ему для выживания. Он лет до десяти есть у ребенка. Для того, чтобы пробить его защиту, пробить его цинизм, его незнание жизни, Андерсен и громоздит свои чудовищные сказки. Я не большой сторонник таких жестоких сказочек, как у Петрушевской, но вместе с тем на детей они воздействуют неплохо.


******************************************

Tags: андерсен, быков-один, вуди аллен, даррен аронофски, о.генри
Subscribe

Posts from This Journal “быков-один” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments