жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Category:

Мое кино. Пьер Годо - Роковое влечение (Франция, Бельгия, 2015)




Жизнь начальника тюрьмы была беззаботной и счастливой — прекрасная работа, любящая жена, дочь. Но он готов потерять все ради нее. Кто она? Невинная девушка, преступница или сексуальная искусительница, легко манипулирующая мужчинами?


*****************************************************


После просмотра американского фильма 1987 года "Роковое влечение", о котором я писала в прошлом посте, я была немало удивлена, когда увидела, что существует еще один фильм с таким же названием - французский фильм 2015 год.

После беглого чтения анонса, я поняла, что и содержанием он отчасти похож на первый. Ну ладно, мало ли случаев в кинематографе, когда со временем делают ремейки тех или иных картин. Но когда я увидела афишу нового фильма, я уже совсем перестала понимать происходящее и не знала, как для себя оправдать этот плагиат: мне казалось, что смысл ремейка, в общем-то, заключается не в том, чтобы подражать и копировать оригинал, но в том, чтобы привнести в свое творение что-то свое, что-то новое, свежее и индивидуальное. Тем не менее я заинтересовалась.

Фильм оказался довольно занимательным, не совсем внятным, слегка затянутым и очень эротичным. Героям хотелось сопереживать кроме того, что на них было приятно смотреть.



После просмотра картины, так и не определив для себя, зачем нужен был этот кивок в сторону американской версии, я решила почитать отзывы к этому фильму.

На удивление, большинство зрителей довольно прохладно отнеслись к французской картине, мало что поняли в принципе и вообще не рассматривали ее в связке с американским фильмом.

И наконец я нашла то, что искала, когда мне попался на глаза один очень хороший и развернутый комментарий к этому фильму:


*****

Весьма удачная попытка Пьера Годо, наиболее известной работой которого на ниве кинематографа до выхода «Eperdument» было исполнение обязанностей помощника оператора картины «Мистер Никто», вторгнуться в пространство амбивалентного рассмотрения романтики, освоенное Романом Полански. Тем не менее, фильм прошел в категории «Les autres sorties», чему причиной послужила опрометчивость мсье Годо, решившего почему-то и к фактам современной социально-политической обстановки, положенных в основу сюжета, подходить без дефиниции морального и аморального.

Прежде всего стоит отметить, что «Eperdument» не вызывает никаких нареканий относительно кинематографическо-эстетической составляющей в целом. И операторская работа, и труды команды производственного дизайна на высоте, но главное — история взаимоотношений между зрелым начальником тюрьмы Жаном и его юной подопечной Анной, включающая непременную физическую страсть — это в буквальном смысле красиво. На протяжении 2-х часов зрителю будет явлено и общественное осуждение, и притягательность запретного плода, и непреодолимость условностей, обусловленных доминантой устойчивой схемы социально одобренных отношений между мужчиной и женщиной, но главное в «Eperdument» — это экранный секс.

Во-первых, Годо удается найти тот баланс демонстрации эротического, сочетающий предельную откровенность и наготу, но в то же время не переходящий границу неприглядности физиологии (к примеру, нарушенный в «Жизни Адель», где центральную роль также исполняла Адель Экзаркопулос), обеспечивающий эстетическое удовольствие от происходящего. Во-вторых, картина с рейтингом «R», где раздеваться будут такие прекрасные создания как упомянутая выше Экзаркопулос и Гийом Гальенн, уже одним этим фактом оправдывает свое существование и нивелирует все требования кроме эстетических. И намеренный уход от полемики на тему дозволенного и преступного, использованный Пьером Годо, в данном случае можно только одобрить. Проблема же состоит в том, что «Eperdument» основан на романе-автобиографии Флорана Гонсалвеса, являющегося фигурой не просто противоречивой, а вызывающей у любого адекватного индивида отвращение.

Имена героев «Eperdument» изменены, так же как и тщательно скрывается преступление, приведшее Анну в места заключения, тогда как обстоятельства документальных событий столь ужасающи и вопиющи, что только излишняя терпимость европейского зрителя не позволила разразиться вокруг фильма грандиозному скандалу. Прототипов героев ленты связало так называемое «l`affaire du gang des barbares» — группа молодых людей, состоящая из мигрантов-мусульман, в одном из районов Парижа в течение 24-х дней пытала еврейского юношу Илана Халими, что привело к его гибели. Причиной звериной жестокости (само прочтение отчета патологоанатома, выполненное исключительно сухими канцеляризмами, способно вызвать потерю сознания у особенно впечатлительных особ) выступила национальная принадлежность жертвы.

Почему Пьер Годо выбрал для экранизации именно такую героиню, что остановило его от создания художественного вымысла, где героями аналогично являлись бы начальник тюрьмы и заключенная, но без обращения к реальному уголовному делу, пусть не обсуждаемому в рамках хронометража, но очевидному для любого хотя бы немного просвещенного зрителя — остается загадкой. Конечно, подавляющее большинство публики вряд ли обратит внимание на сноску в титре, и сочтет «Eperdument» прекрасной историей. Но, будучи осведомленным о судьбе Илана Халими крайне трудно абстрагироваться от того, что красавица Экзаркопулос изображает члена образцовой банды религиозных фанатиков, обеспечивающей подлинный «закат Европы».

Иными словами, «Eperdument» вызывает двойственное отношение и служит примером дурной диалектики. С одной стороны эротическая картина, с участием члена Comedie-Francaise и пусть пока непрофессиональной, неотесанной, но такой живой и естественной Адель (готовой по первому требованию режиссера снять белье и раздвинуть ноги) есть чистое наслаждение. К тому же, сочувствовать и находить новые трактовки бесспорным моральным максимам, крайне легко, если романтического героя исполняет великолепный Гийом Гальенн — сыграй он садиста-насильника, зрительское «не виновен» было бы обеспечено ему априори.

Но в тоже, время нельзя забывать и о всей совокупности социально-политических аспектов, сквозь которые с необходимостью рассматривать «Eperdument». Ведь автор настаивает на «реальных событиях», и это играет против него, так как невозможно думать о возвышенной любви и жарком сексе в тюремных интерьерах, если «партнерша» отбывает наказание за убийство столь жуткое, что само существование этой девушки служит оскорблением гуманизму. И при этом Годо занимает позицию, условно говоря, адвоката, намекая на то, что нет ничего важнее любви, забывая и о зверски замученном еврейском мальчике, и о страдающей семье надзирателя, оставленной ради молодой любовницы.

Хорош ли этот фильм Пьера Годо? Конечно да, если оценивать его как пикантную историю о той вседозволенности любви, что и возвышает порой человека над бренностью бытия. В «Eperdument» донельзя точно проиллюстрирована противоречивость «нормы» и «девиации», образующие близость влюбленной пары, не имеющей интенции на ориентацию на «общественные» предписания. Но вся эта магия кино и метафизики разлетается вдребезги, даже если на секунду задуматься о реальных прототипах персонажей, на которых глупец Годо зачем-то сослался в титрах.

Взято здесь

************************************


И после этого все для меня встало на свои места. Картина приобрела совершенно другое звучание, герои представились абсолютно по-другому, и смысл картины открылся во всей своей чудовищной "красе". Не знаю даже, хорошо или плохо то, что я не знала об этом до просмотра, потому что однозначно не смогла бы испытывать к главной героине никаких теплых чувств, а скорее, просто возненавидела бы ее с самого начала.

То, что фильм создавался на основе такой жуткой реальной истории, придало ему иной окрас и подняло его на другой уровень. Хотя множество замалчиваний со стороны режиссера и помешало ему сделать из этой картины по-настоящему честное, актуальное и остро-социальное кино, превратив его в проходную эротическую драму.



После того комментария мне захотелось подробнее узнать о том, что же произошло тогда с Иланом Халими. К сожалению, я ничего не знала ни о нем, ни о том, что с ним случилось. Первая же статья привела меня в шоковое состояние, которое очень долго не отпускало. Я ходила под впечатлением несколько дней и боялась вообразить, какие муки испытывал он и что пережила его мать, когда узнала, что случилось с ее сыном.

Конечно, если бы все это было отображено в картине, это было бы уже совершенно другое кино. Которое вряд ли нужно кому-то в современной Франции.
Tags: еврейский вопрос, история, кино, кино другое, мое кино, франция, чужие комментарии, эротика
Subscribe

Posts from This Journal “кино другое” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments