жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Мои путешествия. Копенгаген, Дания. Часть 5. Музей Торвальдсена и сказка Андерсена

Прежде чем говорить о музее, я хотела бы... рассказать вам сказку. Неожиданно немного, да? Конечно же, ее сочинил Андерсен - чью еще сказку я могла бы цитировать, говоря о Копенгагене!

Итак, коротенькая и наверняка знакомая многим сказка под названием


Ребячья болтовня

У богатого купца был детский вечер; приглашены были все дети богатых и знатных родителей. Дела купца шли отлично; сам он был человек образованный, даже в свое время окончил гимназию. На этом настоял его почтенный отец, который был сначала простым прасолом, но человеком честным и трудолюбивым и сумел составить себе капиталец, а сын еще приумножил его.

Купец был человек умный и добрый, хотя люди говорили не столько об этих качествах, сколько о его богатстве.

Он вел знакомство и с аристократами крови и, что называется, с аристократами ума, а также с аристократами и крови и ума вместе и, наконец, с теми, которые не могли похвалиться ни тем, ни другим.

Так вот, большое общество собралось у него в доме, только исключительно детское; дети болтали без умолку — у них, как известно, что на уме, то и на языке. В числе детей была одна прелестная маленькая девочка, только ужасно спесивая. Спесь в нее не вбили, а "вцеловали", и не родители, а слуги, - родители были для этого слишком разумны. Отец малютки был камер-юнкером, и она знала, что это нечто "ужасно важное".

— Я камер-юнкерская дочка! — сказала она.
Она точно так же могла быть дочкой лавочника — от человека не зависит, кем он рождается. И вот она рассказывала другим детям, что она "урожденная" такая-то, а кто не "урожденный", из того ничего и не выйдет. Читай, старайся, учись сколько хочешь, но, если ты не "урожденная", толку не выйдет.
— А уж из тех, чье имя кончается на "сен", — прибавила она, — никогда ничего путного не выйдет. Тут уж упрись руками в бока да держись подальше от всех этих "сенов"!
И она уперлась прелестными ручонками в бока и выставила острые локотки, чтобы показать, как надо держаться. Славные у нее были ручонки, да и сама она была премиленькая!

Но дочка купца обиделась: фамилия ее отца была Мадсен, стало быть, тоже оканчивалась на "сен", и вот она гордо закинула головку и сказала:
— Зато мой папа может купить леденцов на целых сто риксдалеров и разбросать их народу! А твой может?
— Ну, а мой папа, — сказала дочка писателя, — может и твоего папу, и твоего, и всех пап на свете пропечатать в газете! Все его боятся, говорит мама: ведь это он распоряжается газетой!
И девочка гордо закинула головку — ни дать ни взять, принцесса крови!

А за полуотворенною дверью стоял бедный мальчик и поглядывал на детей в щелочку; мальчуган не смел войти в комнату: куда такому бедняку соваться к богатым и знатным детям! Он поворачивал на кухне для кухарки вертел, и теперь ему позволили поглядеть на разряженных, веселящихся детей в щелку; и уже одно это было для него огромным счастьем.

"Вот бы мне на их место!" — думалось ему. Он слышал болтовню девочек, а слушая ее, можно было пасть духом. Ведь у родителей его не было в копилке ни гроша; у них не было средств даже выписать газету, а не то что самим издавать ее. Ну, а хуже всего было то, что фамилия его отца, а значит, и его собственная, как раз кончалась на "сен"! Из него никогда не выйдет ничего путного! Вот горе-то! Но родился он, казалось ему, не хуже других; иначе и быть не могло.
Вот какой был этот вечер!

Прошло много лет, дети стали взрослыми людьми.
В том же городе стоял великолепный дом, полный сокровищ. Всем хотелось видеть его; для этого приезжали даже из других городов. Кто же из тех детей, о которых мы говорили, мог назвать этот дом своим? Скажете, это легко угадать? Нет, не легко!....


Дом принадлежал бедному мальчугану. Из него все-таки вышло кое-что, хоть фамилия его и кончалась на "сен" - Торвальдсен.
Ну, а другие дети? Дети кровной, денежной и умственной спеси, из них что вышло? Да, все они друг друга стоили, все они были дети как дети! Вышло из них одно хорошее: задатки-то в них были хорошие. Мысли же и разговоры их в тот вечер были так, ребячья болтовня!


**********************************************



Чудесная сказка! Не знаю почему, но когда я читала эту сказку в детстве, мне казалось, что Андерсен, говоря об этом бедном мальчике, чья фамилия заканчивалась на "сен", имел в виду самого себя, ведь в конце его фамилии тоже есть эти буквы. А дом с сокровищами - это, предположим, музей, где собраны все его сочинения... Но я ошибалась.

Мальчик этот оказался не выдуманным, а настоящим. Вот каким он стал, когда вырос:



Это тот самый Торвальдсен, друг Андерсена, о котором и написал автор в своей сказке. Сын бедного резчика по дереву, ставший впоследствии великим датским скульптором и художником Бертелем Торвальдсеном.


И дом с сокровищами, о котором писал автор, тоже существует на самом деле: это музей Торвальдсена в Копенгагене.

Вот он:



Бертель Торвальдсен родился в 1770 году в Копенгагене. Учился в Копенгагской Академии художеств. А в возрасте 27 лет решил
уехать в Италию. Рим его очаровал, и Торвальдсен остался там жить, отмечая день своего приезда в Италию как еще один день своего рождения. Он прожил в Риме почти 40 лет, но под конец жизни решил все-таки вернуться на родину.

В Дании его встречали как национального героя, устроив ему торжественный прием. И сразу стали строить музей для его работ, которые он подарил городу. Но, к сожалению, Торвальдсен умер, так и не дождавшись его открытия. Он скончался неожиданно, при посещении театра в 1844 году, и был похоронен во внутреннем дворе здания.

Его музей был открыт в 1848 году. Он находится в центре города, рядышком с Королевским дворцом Кристиансборг. Стены здания украшены фресками, которые изображают триумфальное возвращение мастера из Рима в Копенгаген.



В музее собраны все работы Торвальдсена – подлинники или копии. Здесь также представлена его античная коллекция, которую он собирал и впоследствии подарил своему народу.



Музей очень красивый. Ничего лишнего, все призвано акцентировать внимание исключительно на экспонатах и подчеркивать их красоту.




Торвальдсена по праву считают одним из самых продуктивных скульпторов в истории искусства. В музее хранится около 20 тысяч экспонатов, среди которых в основном его работы: скульптуры, картины,  рисунки, графика, фрески.



Наполеон Бонапарт



Шиллер



Вальтер Скотт



Не обошел мастер стороной и русскую аристократию






Его работы пользовались спросом во всей Европе, многие из них установлены в других странах.

Это и надгробие папе Пию VII (Ватикан), и скульптурная композиция "Умирающий лев" в Люцерне, Швейцария, посвященная памяти тех швейцарских гвардейцев, которые погибли, защищая короля Людовика…




Именно Торвальдсену принадлежит памятник Николаю Копернику (Варшава, Чикаго),



Джорджу Байрону (Кембридж),



статуи апостолов в кафедральном соборе Копенгагена (о самом соборе я расскажу отдельно)



Но лучшие работы мастера воссоздают античные сюжеты.



Ясон



Венера



Ганимед с чашей и орлом



Скульптура под названием "Небесная Мудрость"



Вулкан



Здесь также очень много фресок.



И они великолепны!



А это скульптура самого Торвальдсена - человека, проделавшего такой длинный путь от бедного мальчика до знаменитого и почитаемого мастера, который заслужил и всемирное признание, и любовь своего народа, и свой дом, полный сокровищ, и даже написанную о себе сказку.



Tags: андерсен, дания, искусство, копенгаген, путешествия, скульптуры
Subscribe

Posts from This Journal “дания” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments