жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Мои книги. Энтони Берджесс - "1985". Часть 1






«1985» — роман, написанный британским писателем Энтони Бёрджессом в 1978 году. Книга разделена на две части: первая — анализ романа-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984», вторая — сам роман Бёрджесса.

В первой части книги Бёрджесс анализирует роман Оруэлла, прибегая для большей полноты и многогранности анализа к самым разным литературным приёмам — от «воображаемого интервью» до язвительной пародии.

Во второй части книги Бёрджесс предлагает собственное видение недалёкого будущего. Он описывает государство, где пожарные ведут забастовки, пока город охвачен огнём, где уличные банды в совершенстве знают латынь, но грабят и убивают невинных, где люди становятся заложниками технологий, превращая свою жизнь в пытку.


*******************************************************

Выскажу вкратце свое собственное мнение по поводу этой книги. Начну с того, что роман Оруэлла "1984" входит в десятку моих любимых книг, а жанр антиутопии я вообще очень люблю. И потому знакомство с романом "1985" еще одного моего любимого автора я предвкушала заранее, немного боясь, но ожидая от него не меньших (о больших я и не мечтала) по силе впечатлений. Страшно было разочаровываться.

Но книга не разочаровала, хотя и не ошеломила.

И если в первой части автор старается рассуждать, анализировать, задавать вопросы, искать ответы, взяв за основу оруэлловский шедевр, и потому это интересно и познавательно, то во второй он пробует написать роман-продолжение. Но продолжение не чужого, оруэлловского романа, как я думала вначале, нет. Берджесс решил написать продолжение своего собственного романа. Либо это такой микст - нечто среднее, объединяющее "1984" и его знаменитый роман "Заводной апельсин". Смесь получилась неплохая, но гораздо хуже каждого ингредиента по отдельности.

Маленький ее минус - книга (и скорее первая ее часть, более важная, на мой взгляд) немного проигрывает из-за ощущения, что у автора есть ответы на все вопросы, что ему понятно все, что касается добра и зла, свободы и несвободы, жажды власти, мотивации человеческих поступков, итд.

Еще один минус (для меня, а для другого, возможно, плюс), что язык, на котором написана книга, чуть сложнее и тяжелее, чем хочется (и опять, речь идет, в целом, о первой части). Кажется, что читаешь не роман, а учебник по философии. Мне было интересно читать, и хотелось продолжать чтение, но приходилось иногда буквально продираться через словесные нагромождения.

При этом, по ходу чтения я выделила большое количество цитат - а это значит, что книга не оставила меня равнодушной и время на чтение было потрачено не впустую. И, кстати, обратите внимание на их неугасающую актуальность и остроту.



ЦИТАТЫ



Настали новые времена: реально то, что было по телику.



Мы не решаемся выходить по вечерам, но зачем нам выходить, если все интересное нам подносят на блюдечке? Цветной телевизор и превращается в это самое блюдечко, суррогат семейного очага. Когда нам позволяли иметь очаги – камины, мы видели в пламени гораздо лучшие картинки.



Философия единого государства проста. Невозможно быть счастливым и свободным одновременно. Свобода навязывает муки выбора, и бог в своем бесконечном милосердии постарался устранить эти муки, заключив адама и еву в прекрасном саду, где они имели все необходимое. Но они съели запретный плод выбора, были изгнаны из сада, и за свободу воли им пришлось заплатить несчастливостью. Долг всех хороших государств – вернуть рай и выжечь змея свободы.



Опасность всегда в том, что молодые слишком уж легко поддаются манипуляции со стороны более зрелых, действительно радикальных умов, которые точно знают, чего хотят. Делом, за которое борются студенты, становится та идея, которая в данный момент на слуху, а потому кажется наиболее важной...... Молодежные группы очень удобны в качестве таранов: молодые люди обладают энергией, искренностью и невежеством.



Жизнь – больше, чем справедливая зарплата и все сокращающийся ассортимент скверно изготовленных, бесполезных товаров потребления, на которые эту зарплату можно тратить. Жизнь – это красота, истина, духовные стремления, идеалы, эксцентричность…



На человека напали на улице, ограбили, сорвали одежду, избили, и даже изнасиловали. А прохожие стояли кругом и ничего не делали. Разве не следует винить тех, кто не вмешался ,так же как и тех, кто совершил преступление?



Помните, как вторая мировая война начинается у герберта уэллса? В середине тридцатых годов он написал книгу под называнием «облик грядущего», историю будущего, при том, так уж получается, по большей части абсурдного. Но война у него начинается в 1940 году в «польском коридоре», что обернулось поразительно точным. польский еврей ест орех, кусочек застревает у него в дырявом зубе. Он пытается выковырить его пальцем, и молодой нацист воспринимает его гримасы как издевку над своим мундиром. Он стреляет. Еврей умирает. Начинается война. То, что причина столь мелкая, что отправной инцидент такой тривиальный, – разве это не доказательство, что мы хотим войны ради самой войны?



- Какой враг?
- Хороший вопрос. Я говорил про бесконечную войну, но, строго говоря, это не всегда одна и та же война. Океания выступает в альянсе то с Евразией против Остазии, то с Остазией против Евразии. Иногда она оказывается одна против союза этих двух. Смена союзника происходит очень быстро и требует соответственно стремительного переосмысления политики. Но существенно важно, чтобы война официально представала той же самой войной, и, как следствие, враг всегда должен быть один и тот же. В каждый данный момент времени враг должен быть извечным врагом, врагом в прошлом и будущем.

- Опишите общество Океании.
- Стратификация в нем очень проста. Восемьдесят пять процентов населения – пролетарии, или, как они официально называются, пролы. Пролы достойны презрения, поскольку необразованы, аполитичны, то есть представляют собой недовольную, но инертную массу. Они выполняют самые низменные задачи и функции и довольствуются самыми животными удовольствиями.



Война необходимый фон для репрессий со стороны государства. Война как ландшафт, погода или обои. Причина не важна, врагом может быть кто угодно.



Цель правления – не благосостояние управляемых. Правление существует ради власти. Партия желает тотального контроля надо всем за рамками себя самой, переваривая и усваивая всю внешнюю реальность, но она намеренно не стремится ассимилировать врага. Война с Остазией или Евразией не закончится никогда, вероломный Голдстейн никогда не умрет, потому что ангсоцу необходимы враги, как щелкунчику нужны орехи. В полной мере власть можно осуществлять только над врагом. Образ будущего – сапог, топчущий лицо человека, – вечен.



Дом был где угодно, лишь бы там был телик.



Одна из величайших человеческих загадок якобы заключалась в нацистских лагерях смерти. Некий комендант, надзиравший за уничтожением тысяч евреев, шел домой слушать, как его дочь играет сонаты Шуберта, и плакал от чистейшей радости. Как такое возможно? Как могло существо, столь приверженное злу, без труда переходить в мир божественного добра? Ответ заключается в том, что «добро» музыки не имеет никакого отношения к этике. Искусство не возносит нас к доброте и праведности. Оно нравственно нейтрально, как вкус яблока.



Устранение любви в браке, любви между родителями и детьми, уничтожение радости от секса и зачатия потомства помогают перенаправить на должный объект то, что называется эмоциональной потребностью. Существование предателя Эммануэля Голдстейна, который всегда заодно с врагом, который ненавидит Старшего Брата и желает уничтожить Океанию, гарантирует вечное преумножение страха и ненависти среди населения, с которыми также сопряжена компенсаторная преданность тому единственному, кто способен защитить и спасти.



Мы все знаем, что ни один политик, государственный деятель или диктатор не ищет власти ради самой власти. Власть – это положение, острие, вершина, присвоение контроля, который, будучи тотальным, приносит удовольствие, которое есть награда власти – удовольствие выбирать, будут тебя бояться или любить, будешь ты причинять вред или творить добро, погонять или давать передышку, терроризировать или одарять благами.
Tags: берджесс энтони, книги, мои книги, оруэлл, свобода, фантастика и антиутопия, философия, цитаты, цитаты о политике
Subscribe

Posts from This Journal “фантастика и антиутопия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments