жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Categories:

Мои книги. Айрис Мердок - Черный принц

Ajris_Merdok__Chernyj_prints



-- Брак — это долгое плаванье в тесной каюте. Естественно, нервы сдают. В каждом женатом человеке сидит скрытый зверь, иначе просто не может быть.


-- Человеческая душа не предназначена для постоянного соприкосновения с душой другого человека, из такой насильственной близости нередко родится бесконечное одиночество, терпеть которое предписано правилами игры.


-- Жизнь – это мука, мука, которую осознаешь. И все наши маленькие уловки – это только дозы морфия, чтобы не кричать.


-- Наверное, сумасшествие – не такая плохая вещь, если оно позволяет человеку считать себя счастливым, когда на самом деле он несчастен.


-- Под прощением понимается некоторая эмоция. Это неверно. Скорее это прекращение некоторой эмоции.


-- Как непосильна бывает для нас любовь, которую испытывает к нам кто-то.


- По-вашему, какое предельное выражение человеческих страданий?
- Концентрационный лагерь.


-- У каждого есть представление о себе, и это представление ложно.


-- В самом деле, любопытно посмотреть на того, кто некогда состоял с тобою в браке, хочется убедиться, что этого человека мучит раскаяние и разочарование. Хочется услышать о нем дурные вести. Позлорадствовать.


-- Но для большинства из нас промежуток между "О, я мечтаю о будущем" и "Ах, уже поздно, всё в прошлом" так бесконечно мал, что в него невозможно протиснуться.


-- По-моему, берясь помочь ближнему, нужно трезво оценивать свои возможности, в этом залог доброты.


-- Наш брак - очень жизнеспособный организм. Всякая жена переживает минуты ревности. Но Рейчел знает, что она - единственная. Когда много лет подряд спишь подле женщины, она становится частью тебя, и разъединение невозможно. Посторонние, которым хочется думать иначе, часто недооценивают прочность брака.


-- В любимом человеке всё привлекательно. Каждый поворот головы, каждое изменение голоса, смех, стон или кашель, подёргивание носом - всё бесценно и исполнено смыслом, как мгновенное райское видение.


-- Не безумие ли, когда все помыслы сосредоточены исключительно на одном человеке, когда весь остальной мир просто перестает существовать, не безумие ли, когда твои мысли, чувства, вся твоя жизнь зависят от любимого человека?


-- Нам мало преуспеть, нужно еще, чтобы другие потерпели неудачу.


-- То, что один день отделен от другого, – вероятно, одна из замечательнейших особенностей жизни на нашей планете. В этом можно усмотреть истинное милосердие. Мы не обречены на непрерывное восхождение по ступеням бытия – маленькие передышки постоянно позволяют нам подкрепить свои силы и отдохнуть от самих себя. Наше существование протекает приступами, как перемежающаяся лихорадка. Наше быстро утомляющееся восприятие разбито на главы; та истина, что утро вечера мудренее, к счастью, да и к несчастью для нас, как правило, подтверждается жизнью.


-- Мы отвечаем за свои поступки, прошлого не вычеркнешь. Оно не исчезло оттого, что вы поселились в вымышленном мире, и делаете вид, будто вчера родились.


-- Почему даже безответная любовь приносит радость? Потому что любовь вечна. Человеческая душа стремится к познанию вечности, и только любовь и искусство, не считая некоторых религиозных переживаний, приоткрывают нам её. Любя, мы почти отрываемся от своего эгоистического "я".


-- Я встал и побрился. Какое наслаждение бриться, когда ты счастлив!


-- Когда любишь и любим, даже самые настоящие трудности - хотя порой это лишь иллюзия - кажутся пустячными и просто несуществующими.


-- Покупать подарок — разве это не общепризнанный симптом любви? Это просто непременное условие (если тебе не хочется сделать ей подарок — значит, ты ее не любишь). Это, наверно, один из способов трогать любимую.


-- Когда любишь, трудно представить себе, что от любви можно исцелиться. Это противоречит самому понятию любви (во всяком случае, как я ее понимаю). К тому же исцеляется далеко не каждый. Естественно, моему пылающему уму ни на секунду не являлась возможность такого пошлого утешения. Как я уже говорил, я понял, что пропал. Ни луча света, вообще никакого утешения.


-- Беспредельное томление одного человеческого тела по другому единственному телу и полное безразличие ко всем остальным - одна из величайших тайн жизни. Говорят, некоторым просто бывают нужны "женщина" или "мужчина". Мне это непонятно, и ко мне это не имеет отношения.


-- Беды наших друзей мы, естественно, воспринимаем с определенным удовольствием, которое вовсе не исключает дружеских чувств. Отчасти, но не полностью это объясняется тем, что нам импонируют полномочия помощника, которые нам при этом достаются. И чем внезапнее или неприличнее беда, тем нам приятнее.


-- Откровенная глупость может быть по-своему неотразима в женщине.


-- Есть мгновения райского блаженства, которые стоят тысячелетних мук ада, по крайней мере, так мы думаем, но не всегда ясно осознаем это в тот момент.


-- Посадите любого человека на скамью подсудимых, и он почувствует себя виноватым.


-- Супружество, я уже говорил, — очень странная вещь. Непонятно вообще, как оно существует. По-моему, когда люди хвастают, что счастливы в браке, это самообман, если не прямая ложь. Человеческая душа не предназначена для постоянного соприкосновения с душой другого человека, из такой насильственной близости нередко родится бесконечное одиночество, терпеть которое предписано правилами игры. Ничто не может сравниться с бесплодным одиночеством двоих в одной клетке. Те, кто снаружи, еще могут, если им надо, сознательно или инстинктивно искать избавления в близости других людей. Но единство двоих не способно к внешнему общению, счастье еще, если с годами оно сохраняет способность к общению внутри себя. В тех же случаях, когда единство двоих оказывается генератором взаимной вражды, получается уже ад в чистом виде.


-- “Второе, что мне стало абсолютно ясно и что я осознал в первое же мгновение, было следующее: я никогда-никогда-никогда не смогу признаться в своей любви. Эта мысль причиняла мне сильную боль, и если я тут же от неё не умер, то лишь потому, что , видно, непомерно сильна была моя любовь к Джулиан. Любить её уже было достаточным счастьем. Наслаждение, которое я мог бы испытать, говоря ей о своей любви, было ничтожным в сравнении с той божественной радостью, которую я испытывал от того, что она просто существует. В тот момент моё потрясенное воображение даже не могло подсказать мне никаких дальнейших радостей любви, не говоря уже о том, чтобы их себе представить. Мне было даже не важно, когда я увижу её снова. Я не строил никаких планов относительно этого. Кто я такой, чтобы строить планы? Я был бы, конечно огорчен, если бы мне сказали, что больше я никогда её не увижу, но от этого огорчения тут же не осталось бы и следа, оно растворилось бы в величайшем созидательном наплыве моего обожания. Это не был бред. Те, кто любил так, как я, меня поймут. Это было переполнявшее душу чувство реальности, сознание, что ты наконец реален и видишь реальное…”


-- Одно из многих отличий жизни от искусства, мой любезный друг, состоит в том, что персонажи в искусстве всегда сохраняют достоинство, а люди в жизни — нет.




Интернет-комментарии о книге

***

«Черный принц» не давал мне уснуть половину ночи. Я просто таращилась в темноту и думала, думала, думала…
…. О правде. Я страстный правдолюбец и правдоискатель. Мердок же проехалась по моему абсолютному неприятию лжи асфальтным катком. В жизни есть много оттенков правды. Полуправда, почти правда, вполне себе правда, правдоподобие и относительное правдоподобие. Именно в этой книге я увидела больше видов правд и полуправд, чем перечислила выше.

Факты есть факты, но их восприятие зависит от подаваемого соуса. Ты сгораешь от неловкости, находясь в постели с престарелой теткой, которая туда тебя и затащила? Нет. Это твоя версия. А теткина такова: Ты в нее давно и безнадежно влюблен, ты даже посмел самовольно залезть к ней в койку, но она тебя отвергла. Чему верить? Фактам? В койке -то ты, действительно, оказался, и даже чуть ли не был застукан супругом тетки. И вот так на протяжении всей книги: нам дают правду через призму чьей-то лжи.   

***
….. О любви. В моем понимании счастливые влюбленные имеют шанс на долгие и крепкие отношения, если разница партнеров не превышает пяти - семи лет. Это мое сугубо личное мнение и я не хочу его кому бы то ни было навязывать; мои тараканы, мне их и травить. Это довольно категоричное высказывание зиждется на фундаментальной для меня основе. После вспышки чувств, новизны и свежести отношений, приходит либо разочарование, либо скука. Старший партнер вдруг понимает, что ему катастрофически не достает в юном создании опыта, глубины, знаний, зрелости чувств. Молодой партнер начинает скучать от неторопливости, законсервированности, негибкости и чрезмерной умудренности человека в возрасте. Далее, как правило, два варианта: один партнер уходит – второй продолжает его страстно любить всю оставшуюся жизнь, или оба партнера понимают бессмысленность продолжения отношений и расходятся в разные стороны. Счастливые исключения, конечно, есть, но они лишь подтверждают правило. Любовь Бредли относится к первому варианту. Я почти убеждена, что если бы предмет его страстной и глубокой любви побыл с ним чуть-чуть подольше, он непременно бы охладел к ней. Я до последних строк надеялась, что Джулиан окажется достойной таких чувств. Я думала – ну вот, прямо сейчас, она закричит им, я любила его, я не могла без него, вы лжецы и лицемеры! А она оказалась пустым фантиком от давно съеденной конфетки.

…..Об отношениях. Как больно, как обидно, как страшно осознавать, что все те люди, что настойчиво лезли в твою жизнь, предлагая тебе огромное место в своей судьбе, требуя от тебя твое внимание, твои чувства, твою душу, все до единого тебя предали. Предали не потому что злы, коварны или расчетливы (хотя и расчетливы тоже), а потому что ты для них только средство достижения цели. Не подошел, не получилось, не срослось, да ну и пусть. Найдется кто-то другой или что-то другое. А что упало, то пропало.

В общем, растрепала меня эта книга, разбередила, взболтала весь осадок на душе, что так долго отстаивался на самом донышке. Наверное, так и должно случаться, когда читаешь настоящую литературу.

***

Трудно сказать, о чем эта книга. О любви? Безусловно. О муках творчества? Конечно. О том, что ты видишь себя одним человеком, а воспринимаем окружающими другим? Еще как. О том, что от людей хорошего ждать не приходится? Именно. Эта книга настолько глубокая, что охватывает миллионы тем ...

***

Наверно каждый бы хотел, хотя бы на подсознательном уровне быть участником этого праздника любви, познавая неизведанные грани этого чувства. Так и герои «Черного принца», живя в своих мирах, своеобразных вселенных, пытаются хоть немного заглянуть в лицо любви. А там будь, что будет. Особенно в этом преуспел главный герой Брэдли Пирсон, который действительно узнал каково это, когда на тебя обрушивается та самая настоящая любовь, когда вся твоя жизнь меняется в считанные дни и возврата назад уже нет. Наверно сложно в чем-то поверить герою, трудно понять и принять, что в нашем обыденном мире есть место таким сильным по накалу чувствам, такой непостижимой любви, возвышенной и земной одновременно. Когда, «это ты – я, это мы оба».

Вообще это первый роман, прочитанный мною, в котором любовь рассматривается так пристально, как под лупой, разбивается до мельчайших деталей. Или как будто вскрыли любовный механизм, чтобы убедиться из чего он состоит (все этапы этого чувства, оттенки, ревность, надежда, страдание). Все, что ему сопутствует, все, что питает и разрушает. «Любовь человеческая – это ворота ко всякому знанию, как понимал Платон». И Брэдли стремился к этому знанию, как же он боялся открыть для себя его и как в то же время стремился. Всю жизнь он готовился, все пятьдесят восемь лет хотел встретить настоящее искусство, познать его всем своим существом, заглянуть в его тайные миры.

И за все эти годы молчания Брэдли все же открыл для себя искусство, смог ощутить его, когда впустил в свою жизнь любовь. К нему пришла возможность творить, ведь недаром он говорил, что «любить – значит познать».

***

Сказать, что я под впечатлением от этой книги, это все равно, что промолчать! Меня буквально накрыло волной и я не могу разобраться в своих ощущениях! Настолько она многогранная, глубокая, тонкая... Я думаю, каждый найдет в ней что то свое, и воспримет все индивидуально. Вроде бы история банальна, любовь мужчины в возрасте к юному прелестному созданию, но насколько все раскрыто, какой разносторонний внутренний мир, в котором реальность граничит с ирреальностью.. Местами это просто поток сознания. Очень удивил поворот сюжета.
И все эти послесловия в конце просто перевернули мое сознание и ощущение от книги. Три женщины, и каждая считает, мыслит и воспринимает все по своему. Еще раз убедилась в том, что люди мыслят все и видят мир настолько по разному, что можно только удивляться как некоторые из нас достигают взаимопонимания.




Tags: книги, мердок айрис, мои книги, о браке, о жизни, о любви, цитаты, чужие комментарии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments