жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Мое кино. Ласло Немеш - Сын Саула (2015)

Related image

Аушвиц, 1944 год. Саул Аусландер — еврейский пленный и член зондеркоманды. Его работа — сопровождать в недолгий путь узников, которые прибывают в лагерь беспрестанно. Потом — зачищать следы их присутствия и ждать новых. Среди тысяч людей, проходящих через газовую камеру, один выживает на считанные минуты. Саул узнает в нем своего сына и решает во что бы то ни стало похоронить тело по всем правилам. Теперь это его единственная цель в расплавленном, так непохожем на жизнь пекле лагеря смерти. Уберечь тело от топки, спрятать его, разыскать раввина, — задачи практически невыполнимые и безумные на фоне мясорубки, жернова которой Саулу приходится крутить самому, чтобы выжить. В лагере зреет восстание, Саул становится слишком уязвимым, но он думает только о сыне… которого, возможно, у него никогда не было.

**********************************************************************************

Мой комментарий:

Дней десять назад, когда я, посмотрев фильм Кончаловского "Рай", писала о нем отзыв, я столкнулась с частым сравнением этой картины с другими фильмами со схожей тематикой. В частности, со "Списком Шиндлера", "Пианистом", "Иди и смотри", "Жизнь прекрасна", "Сыном Саула". Сравнение было не в пользу Кончаловского, хотя его фильм мне скорее понравился чем нет. Это заинтриговало меня и побудило посмотреть единственный фильм из этого списка, который я не видела - фильм венгерского  режиссера Ласло Немеша "Сын Саула".

Возможно, если бы я прочитала описание картины до просмотра, то, скорее всего, не стала бы ее смотреть. Ну просто потому, что описанный сюжет какой-то совершенно нелогичный и абсурдный.

Посмотрев это кино, я в этом убедилась.

Несмотря на множество положительных рецензий и доброжелательное отношение критики, а также полученный Оскар за лучший иностранный фильм, я даже близко не могу сравнить его ни с одним из вышеперечисленных, включая и "Рай" Кончаловского. Все они для меня однозначно лучше.

Да, есть у фильма любопытная специфическая особенность: это ощущение привязанности камеры к главному герою. Камера следует за ним, как верный пес, и следит за ним, как работник службы безопасности. И фокусируется только на нем, делая весь задний план расплывчатым и нечетким. Меня не покидало желание надеть очки, так как я ничего там не могла разглядеть. Наверно, в какой-то степени это была хорошая задумка: таким образом удалось оградить зрителя от созерцания всех жутких сцен, которые происходили в концлагере. Размытых силуэтов и доносившихся криков было достаточно, чтобы понять, что ничего хорошего на заднем плане не происходит. Но два часа пялиться на экран, безуспешно пытаясь сфокусировать свой взгляд, чтобы разглядеть там хоть что-нибудь, тоже удовольствие сомнительное.

Сюжет меня не впечатлил совсем. Точнее, я вообще ничего не поняла, что хотел сказать режиссер. Человек рискует жизнью (ладно бы своей, так еще и других людей) ради того, чтобы правильно похоронить сына (или не сына, так и не ясно) в том месте, где ежедневно сотни и сотни людей  идут  нескончаемым потоком в газовые камеры и горят в печах!!! В такой ситуации правильные похороны с молитвой ребе, пусть даже и собственного сына, нужны как рыбе зонтик: бог и без молитвы примет к себе любого, кто прошел через такие муки. А вот подставлять на каждом шагу других людей ради такой безумной цели - это глупо и сверхэгоистично, на мой взгляд.

Дальше. Но тут его соратники по зондеркоманде узнают, что их тоже скоро уничтожат вслед за евреями, уничтоженными и с их помощью тоже. Они готовят восстание. И поручают нашему герою достать взрывчатку в женском бараке. И он ее достает (у кого? что это за женщина и почему он на нее так смотрит, а она его гладит по руке? может, жена? неясно). Но вскоре в этом хаосе теряет пакет со взрывчаткой, так как все его мысли заняты только трупом сына (или не сына). Теряет взрывчатку!!! Которая могла бы помочь спасти других живых людей! Но он же думает только о мертвом, зачем ему живые?

Related image

Вот отрывок из одного комментария, в котором автор очень высоко оценивает этот фильм. Подобных комментариев очень много. Именно так этот фильм и поняли те, кому он понравился.

Комментарии, написанные жирным курсивом, мои.


"Намерение похоронить тело становится для Саула единственным смыслом бытия. Оставив в стороне мысли о чем-либо еще, он старается исполнить заветное желание, подставляя под удар свое благополучие, более не значащее ничего (свое - это было бы полбеды, но он подставлял и очень многих других людей). При этом герой и сам доподлинно не знает, его ли сын погиб в камере, однако он верит в это, и это придает ему силы и уверенности в маленьком бунте против жестокой системы (бунте, который никто и не заметил из представителей этой самой системы. А вот взрывчатку очень бы заметили, но смысл жизни для него - похороны, а не чья-то или своя жизнь).
С появлением вполне осязаемых намерений Саула, повествование набирает еще более личностный характер, концентрируясь то ли на безумии героя, то ли на его стремлении сделать хотя бы один достойный поступок перед тем, как его сразит пуля. (очень достойный поступок - пытаться похоронить уже мертвого, рискуя живыми).  На самом деле совершенно не важно, был ли мальчик его сыном, или это посторонний ребенок, почему-то приглянувшийся глазу (из тысяч трупов приглянулся один, которого обязательно надо похоронить. И кому от этого станет легче? Кого он спасет этим? Никого. А погубить кого-то запросто может) . Эта история о том, как человек, потерявший себя, смысл жизни, уважение и честь делает робкие попытки прощения. (и чем же он заслужил прощение в данном случае? Да и вообще, имеем ли мы право его обвинять? Кто знает, как он сам поступил бы на его месте...) "

Image result for сын саула

Я не исключаю, что это я что-то недопоняла и в чем-то не разобразалась.

Да, фильм очень жесткий, откровенный, тяжелый, угнетающий, вполне реалистичный. Но идею его я так и не уловила, к сожалению.

Хотя великолепный дебют - и режиссерский, и актерский - в любом случае состоялся!

Tags: еврейский вопрос, кино, кино другое, мое кино, мои комментарии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments