жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Categories:

О религии. 30 цитат плюс мои комментарии

Никогда не считала себя верующим человеком. Если мне изначально был дан разум, способность мыслить, анализировать и все подвергать сомнению, то почему я должна принимать на веру то, чему нет рационального объяснения или наглядных доказательств? Как можно одним и тем же мозгом делать и то, и другое?
Как сказал Поль Гольбах, полагать, что мы обязаны верить в вещи, недоступные нашему разуму, так же нелепо, как утверждать, что бог требует, чтобы мы летали, не имея крыльев.

С другой стороны, я никогда не сказала бы о себе и то, что я - абсолютный атеист. Миллион непонятных мне вещей невозможно объяснить ничем другим, кроме вмешательства божьего провидения. Страх перед смертью, потерей близких, болезнями, катастрофами и природными катаклизмами волей-неволей толкает меня к тому, чтобы в какие-то моменты жизни я обращалась за помощью к высшим силам. Когда я сажусь в самолет, я понимаю, что с этой секунды от меня лично ничего больше не зависит - и я мысленно прошу бога о благополучном приземлении. Когда возникает сложная или тупиковая ситуация в жизни, когда никто вокруг не может нам помочь, мы ищем помощи или защиты у чего-то иррационального, необъяснимого. Потому что самое страшное - это потерять надежду или испытать бессилие.

При этом, мне совершенно непонятно, почему бог, если он есть, допускает такое количество зла, бед, насилия, катастроф, несправедливости?...

"Говорят, что бог терпелив. Но терпеть явное зло — не значит ли обнаруживать бессилие или даже соучастие в этом зле?" (Поль Гольбах)

"Мы должны признать, что бог или хочет удалить зло из мира и не может, или может и не хочет, или, наконец, и может и хочет. Если он хочет и не может, то он не всемогущ, то это - бессилие, что противно природе бога. Если он может и не хочет, то это свидетельство злой воли, что не менее противно природе бога. Если он и хочет, и может, что является единственным из предположений, которое может быть применено к богу, то почему же в таком случае на земле существует зло?" (Эпикур)

Вместе с этим вызывает мое любопытство еще вот какой вопрос: что было бы с верой человека, будь он бессмертен? Или, в крайнем случае, если бы он не испытывал страха смерти или страха наказания после смерти за свои грехи?

"Отнимите у христианина страх перед адом - и вы отнимите у него веру." (Дени Дидро)

Добродетель, основанная на вере в бога и страхе перед его карой, и добродетель, основанная на осознанном человеческом выборе и голосе совести, - это одна и та же добродетель или все же природа их разнится? А если разнится, то с точки зрения ценности подобной добродетели, какая из них дороже стоит? А с точки зрения эволюции - какая из них находится на более высокой ступени?


У Эдуарда Асадова есть замечательное философское стихотворение о вере и религии:


Мне так всегда хотелось верить в Бога!
Ведь с верой легче все одолевать:
Болезни, зло, и если молвить строго,
То в смертный час и душу отдавать…

В церквах с покрытых золотом икон,
Сквозь блеск свечей и ладан благовонный
В сияньи нимба всемогущий ОН
Взирал на мир печальный и спокойный.

И вот, кого ОН сердцем погружал
В святую веру с лучезарным звоном,
Торжественно и мудро объяснял,
Что мир по Божьим движется законам.

В Его руце, как стебельки травы, -
Все наши судьбы, доли и недоли.
Недаром даже волос с головы
Упасть не может без Господней воли!

А если так, то я хочу понять
Первопричину множества событий:
Стихий, и войн, и радостных открытий,
И как приходят зло и благодать?

И в жажде знать все то, что не постиг,
Я так далек от всякого кощунства,
Что было б, право, попросту безумство
Подумать так хотя бы и на миг.

Он создал весь наш мир. А после всех -
Адама с Евой, как венец созданья.
Но, как гласит Священное писанье,
Изгнал их вон за первородный грех.

Но если грех так тягостен Ему,
Зачем ОН сам их создал разнополыми
И поселил потом в Эдеме голыми?
Я не шучу, я просто не пойму.

А яблоко в зелено-райской куще?
Миф про него — наивней, чем дитя.
Ведь ОН же всеблагой и всемогущий,
Все знающий вперед и вездесущий
И мог все зло предотвратить шутя.

И вновь и вновь я с жаром повторяю,
Что здесь кощунства не было и нет.
Ведь я мечтал и до сих пор мечтаю
Поверить сердцем в негасимый свет.

Мне говорят: — Не рвись быть слишком умным,
Пей веру из Божественной реки. -
Но как, скажите, веровать бездумно?
И можно ль верить смыслу вопреки?

Ведь если это правда, что вокруг
Все происходит по Господней воле,
Тогда откуда в мире столько мук
И столько горя в человечьей доле?

Когда нас всех военный смерч хлестал
И люди кров и головы теряли,
И гибли дети в том жестоком шквале,
А ОН все видел? Знал и позволял?

Ведь «Волос просто так не упадет…»
А тут-то разве мелочь? Разве волос?
Сама земля порой кричала в голос
И корчился от муки небосвод.

Слова, что это — кара за грехи,
Кого всерьез, скажите, убедили?
Ну хорошо, пусть взрослые плохи,
Хоть и средь них есть честны и тихи,
А дети? Чем же дети нагрешили?

Кто допускал к насилью палачей?
В чью пользу было дьявольское сальдо,
Когда сжигали заживо детей
В печах Треблинки или Бухенвальда?!

И я готов, сто раз готов припасть
К ногам того мудрейшего святого,
Кто объяснит мне честно и толково,
Как понимать Божественную власть?

Любовь небес и — мука человечья.
Зло попирает грубо благодать.
Ведь тут же явно есть противоречье,
Ну как его осмыслить и понять?

Да вот хоть я. Что совершал я прежде?
Какие были у меня грехи?
Учился, дрался, сочинял стихи,
Порой курил с ребятами в подъезде.

Когда ж потом в трагическую дату
Фашизм занес над Родиною меч,
Я честно встал, чтоб это зло пресечь,
И в этом был священный долг солдата.

А если так, и без Всевышней воли
И волос с головы не упадет,
За что тогда в тот беспощадный год
Была дана мне вот такая доля?

Свалиться в двадцать в черные лишенья,
А в небе — все спокойны и глухи,
Скажите, за какие преступленья?
И за какие смертные грехи?!

Да, раз выходит, что без Высшей воли
Не упадет и волос с головы,
То тут права одна лишь мысль, увы,
Одна из двух. Одна из двух, не боле:

ОН добр, но слаб и словно бы воздушен
И защитить не в силах никого.
Или жесток, суров и равнодушен,
И уповать нелепо на Него!

Я в Бога так уверовать мечтаю
И до сих пор надежду берегу.
Но там, где суть вещей не понимаю -
Бездумно верить просто не могу.

И если с сердца кто-то снимет гири
И обрету я мир и тишину,
Я стану самым верующим в мире
И с веры той вовеки не сверну!

Э. Асадов



А вообще, эта тема совершенно неисчерпаема и невероятно интересна! Любопытно, получит ли когда-нибудь человечество ответы на эти вопросы?



****************************************************************************************

Атеизм – это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ рухнет в бездну ....

Фрэнсис Бэкон


***

Люди будут спорить из-за религии, писать о ней книги, сражаться и умирать за нее, – но только не жить по ней.

Колтон Чарльз Калеб, (1780 - 1834), английский проповедник и мыслитель


***

Жертвуя собой, человек становится выше Бога, ибо как может Бог, бесконечный и всемогущий , пожертвовать собой? В лучшем случае, он может пренести в жертву своего единственного сына.

С. Моэм


***

Мучающийся атеист ближе к богу, чем самодовольный христианин.

Н. Бердяев


***

Всевышний уважал меня,
покуда бунтовать я мог,
Когда ж я пал к его ногам,
Он мною пренебрег.

Р. Тагор

*****************************************************************************

Гольбах Поль Анри (1723 - 1789) - французский философ (по происхождению немец), писатель, просветитель, энциклопедист, выдающийся систематизатор идей французских материалистов, один из людей, на чьих трудах вызревала революционная французская буржуазия.

Значимым направлением деятельности Гольбаха была антирелигиозная пропаганда, направленная как на католицизм в целом, так и на священнослужителей. Первой ласточкой стала работа «Разоблаченное христианство» (1761).

Наиболее значительным и известным трудом Гольбаха считается «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» (1770).


* * * * * * * * * *


Совесть — это наш внутренний судья безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.

* * *

Человек всегда будет искать наслаждений, потому что ему свойственно любить все, что скрашивает и делает приятным существование; никогда не удастся заставить человека любить неудобства и несчастья. Христианская мораль, словно нарочно придуманная для того, чтобы сковать человеческую природу и поработить ее выдуманным призракам, не имела поэтому никакого влияния на большинство людей. Она послужила лишь тому, чтобы измучить, истерзать некоторые слабые и легковерные души, и не смогла удержать ни одного человека, увлеченного сильной страстью или укоренившейся привычкой.

* * *

Религия по существу своему враг человеческих радостей и человеческого благоденствия. Блаженны нищие! Блаженны плачущие! Блаженны страждущие! Горе тем, кто живет в довольстве и веселье! Таковы те редкостные открытия, которые провозглашает христианство.

* * *

Религия по существу своему враг человеческих радостей и человеческого благоденствия. Что такое святой с точки зрения всех религий? Это человек, который молится, постится, занимается самоистязанием, бежит от мира; которому, как сове, хорошо только в полном одиночестве.

* * *

Нельзя жить счастливо, если все время дрожишь от страха.

* * *

Полагать, что мы обязаны верить в вещи, недоступные нашему разуму, так же нелепо, как утверждать, что бог требует, чтобы мы летали, не имея крыльев.

* * *

Поклонники бога ревнивого, мстительного и кровожадного — таков со всей очевидностью бог иудеев и христиан — не могут быть ни сдержанны, ни терпимы, ни человечны. Поклонники бога, которого могут оскорбить мысли и убеждения его слабых творений, который присуждает к вечным мукам, к истреблению всех, исповедующих иное вероучение, точно так же неизбежно должны быть нетерпимы, жестоки и злопамятны.

* * *

Говорят, что бог терпелив. Но терпеть явное зло — не значит ли обнаруживать бессилие или даже соучастие в этом зле?



***

Мы должны признать, что бог или хочет удалить зло из мира и не может, или может и не хочет, или, наконец, и может и хочет. Если он хочет и не может, то он не всемогущ, то это - бессилие, что противно природе бога. Если он может и не хочет, то это свидетельство злой воли, что не менее противно природе бога. Если он и хочет, и может, что является единственным из предположений, которое может быть применено к богу, то почему же в таком случае на земле существует зло?


*********************************************************


***
«Я противник религии потому, что она заставляет нас отказаться от главного нашего человеческого качества, а именно — от любопытства,способности сомневаться и задавать вопросы. Религия требует одного: веры».

В.В. Познер


***
На вопрос, верующий ли я человек, я обычно отвечаю, что я русский православный атеист. Вопрос о том, есть ли Бог, для верующего человека аналогичен знаменитому высказыванию Тертулиана: "Я верую, ибо это абсурдно", и всякая попытка испытывать веру знанием приводит в тупик. Истинно верующие люди обращены в себя, это для них важно, это их философия, их взгляд на мир.
Я высоко ценю памятники русской православной архитектуры, уважаю деятелей Церкви, но знаете, что ответил Лаплас, когда его спросили о Боге? "Я не нуждаюсь в этой гипотезе".
Я могу рассуждать о Боге как о явлении культуры, но считаю, что наше непонимание тех или иных вещей не означает наличие Бога. В древности за каждым кустом пряталось по божеству, потому что люди не могли объяснить явлений природы. Сегодня мы продвинулись чуть дальше их и знаем, что такое солнечное или лунное затмение. Поэтому и богов у нас меньше.
Некоторые боятся, что, лишившись бога, мы потеряем остатки совести. Я не вижу тут никаких противоречий. Думаю, можно жить по совести и при этом не верить в Бога.

С. Капица



***

Ад и Рай внеше не отличаются.
Ад — когда бродишь по Раю, а чувствуешь себя несчастным.

Морис Дрюон
«Сладострастие бытия»



***

В мире так много религий, потому что так много несчастливых людей. Счастливый человек не нуждается ни в какой религии. Счастливому человеку не нужен никакой храм, никакая церковь — потому что для счастливого человека все существование становится храмом, все существование становится церковью. Счастливый человек не совершает ничего подобного религиозной деятельности, потому что религиозна вся его жизнь. Что бы вы ни делали в счастье, это молитва — поклонением становится ваша работа; в самом вашем дыхании появляется насыщенное благородство, грация.


Счастье случается, когда вы сонастроены со своей жизнью, сонастроены так гармонично, чтобы все, что бы вы ни делали, было в радость.

Ошо


***

Регулярное посещение церкви так же неспособно сделать человека христианином, как регулярное посещение гаража неспособно сделать человека шофером.

Альберт Швейцер



***

К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники.

Владимир Набоков



***

Если вы предоставите ваши законы судьям, а вашу религию священникам, то вскоре обнаружится, что у вас нет ни законов, ни религии.

Бернард Шоу



***

Догмат есть не что иное, как прямой запрет мыслить.

Людвиг Фейербах



***

Священник – человек, спекулирующий билетами у входа в рай.

Генри Менкен


***

Когда у какой-либо одной религии возникает претензия заставить все человечество принять ее доктрину, она становится тиранией.

Рабиндранат Тагор



Вы только вдумайтесь, религия смогла убедить людей что есть невидимый мужик, который живёт на небе, и наблюдает за тем, что вы делаете каждый день, каждую минуту... И у невидимого мужика есть список из десяти вещей, которые он не хотел, чтобы вы когда-либо делали! И если вы сделаете хоть одну из этих десяти вещей, у него есть специальное место.. полное огня, дыма, жара, страданий, боли, куда он отправит вас.. чтоб вы мучились! Горели! Задыхались! Кричали! И плакали! На веки вечные, до скончания времён!... НО ОН ЛЮБИТ ВАС!

Дж. Карлин





Я атеист
(из интернета)

На все 146%. Без вот этих вот лицемерных « ну что–то наверное все–таки там есть». Без кокетливого «ах, я немного агностик».
Нет. Ничего такого я не допускаю. Меня очень устраивает биологическая модель мира. Физика, астрономия, математика. Психология. Мне вполне комфортно в тех рамках, которые создаёт наука. Потому что я вижу подтверждение слов делами. Если есть сила тяжести – я вижу, как пресловутое яблоко падает вниз. Меня не заставляют поверить – мне показывают весь механизм от начала и до конца.
И меня абсолютно не раздражает, что кто–то не атеист. Мне совершенно всё равно, нарисует ли кто–нибудь карикатуру на атеистов, снимет ли кто–то скабрезный фильм про атеистов или же напишет про них едкую песню. Я не обижусь, не затаю зло и уж точно не пойду никого убивать за это. Если кому–то смешно, что я не верю ни в одного из многочисленных богов, которые есть у человечества — пусть себе смеётся. На здоровье! Я согласен быть смешным в таком случае. Смотрите – я не кланяюсь нарисованному на дощечке старичку! Я не приношу фрукты и цветы глиняному истукану! Я не читаю послания на непонятном мне языке неизвестному мне человеку, которого я должен любить больше всего на свете. Вот же я нелепый. Ха–ха–ха! Посмейтесь надо мной!
Я готов, вот прямо сейчас, в мать его двадцать первом сука веке признаться, что не верю ни в чертей, ни в ангелов, ни в воскресающих мертвецов, ни в прочие чудеса. И мне не стыдно. У меня в принципе нет такой потребности – верить. Мне вполне хватает того, что я знаю и что можно узнать, что можно потрогать и что можно увидеть собственными глазами. Я не умею видеть сердцем и чувствовать душой, и мне это абсолютно не нужно.
У меня нет никакой души, и после смерти я никуда не попаду. Атомы, из которых сейчас я состою – просто распадутся и вновь смешаются с атомами остальной Вселенной. Какое ещё бессмертие вам нужно? Лично мне – большего и не надо. Полностью доволен таким раскладом.
Я не подам на вас в суд, за то, что вам смешно моё мировосприятие, не перекрою вам движение, по причине своего религиозного праздника, не буду вас ни с чем поздравлять, не буду ждать ответных поздравлений, не стану вас призывать принять мою веру, не обвиню вас в неполноценности, лишь от того, что вы не придерживаетесь моих религиозных взглядов. И я не знаю ни одной войны, начатой атеистами во имя торжества атеизма. Я не знаю ни одного теракта, совершённого во славу атеизма.
Вот всё, что я могу вам сказать сегодня.

****************************************************************



Я увидела эту картинку в одном из дневников как иллюстрацию к стихотворению о боге, вере и надежде.
Приведу пару четверостиший для наглядности:


Мой Бог, поговори со мною тихо
Безропотным дыханием небес…
Я вверх смотрю и всех сомнений вихрь,
Услышав плач молитвенный, исчез…


Мой Бог, ещё не поздно обернуться
И просто руку помощи подать…
Как страшно на рассвете вдруг проснуться
И осознать, что не о чем мечтать…
(Ирина Самарина-Лабиринт)

Не хочу здесь говорить о качестве этих стихов и творчестве их автора в целом, а хочу говорить об этой картинке.
Какие чувства она вызывает в вас? Какие мысли?

Удивительно, насколько ужасна по своей сути эта картинка. Ведь до чувств маленькой девочки никому нет дела, даже богу. А она любит этого, именно этого мишку. Ей же предлагают продать и предать свою любовь. Жутко безграмотная иллюстрация, которая мыслящего человека может увести от религии, но никак не приблизить к ней.

Ответ мне от автора поста: Мы верим или не верим в Бога - у каждого в душе своя религия. Это всего лишь - картинка. Здесь не предательство, здесь доверие...

Чушь...





Tags: бердяев николай, гольбах поль, карлин, картинки, мои комментарии, моэм сомерсет, мудрые мысли, набоков владимир, религия, спорные вопросы, философия, цитаты, цитаты о религии, швейцер альберт, юмор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments