жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Category:

Любимые художники. Невозможный мир Мориса Эшера

Однажды мне позвонила одна дама и сказала:
«Господин Эшер
, я восхищаюсь Вашими произведениями. В Вашем произведении „Рептилии“ мне представляется реинкарнация».
Я ответил:
«Мадам, если Вы это видите, то это так и есть».

Морис Эшер (1898 - 1972) - известный нидерландский художник-график. Известен прежде всего своими концептуальными литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трёхмерных объектов.

LW327 (700x607, 84Kb)

Рептилии

У него было небольшое психическое отклонение — он испытывал болезненное влечение к падению. При взгляде вверх, на башню, гору или бесконечную вертикаль Эшер впадал в экстатическое оцепенение. Об этом вспоминают многие его биографы и друзья. Патологическая любовь к высоте породила его неповторимую манеру письма — что бы ни изображал Эшер, это было нарушение очевидного, падение вниз, выворачивание наизнанку, насмешка над силами тяжести и искривление позвоночного пространства.

1227521099_img_22220850_7_10 (603x516, 50Kb)

Невозможная шахматная доска

При взгляде на любую из «мозаик» мастера у любого человека возникает подозрение на математическую закономерность.

E126 (498x421, 70Kb)

Однако из биографии художника и его собственных воспоминаний нам известно, что он не мог похвастаться законченным математическим образованием.

Стоит упомянуть следующий замечательный факт из жизни художника. Однажды известный геометр Г. Кокстер пригласил художника на свою лекцию, посвященную математическому содержанию его гравюр и литографий. К взаимному разочарованию, Морис Эшер не понял почти ни слова из того, о чем рассказывал Кокстер. Вот что писал об этом сам художник: «Я так ни разу и не смог получить хорошей оценки по математике. Забавно, что я неожиданно оказался связанным с этой наукой. Поверьте, в школе я был очень плохим учеником. И вот теперь математики используют мои рисунки для иллюстрации своих книг. Представьте себе, эти ученые люди принимают меня в свою компанию как потерянного и вновь обретенного брата! Они, кажется, не подозревают, что математически я абсолютно безграмотен».

В этих словах, наверное, есть доля преувеличения. Все же кажется, что творчество Эшера интересно математикам не только потому, что в его работах можно обнаружить отголоски конкретных математических результатов. Скорее они вызывают ассоциации с общими математическими идеями. Платон считал, что абстрактные идеи живут отдельно в «мире чистых сущностей» (таковы идеи пространства и времени). Думаю, что в таком, платоновском понимании мир Эшера и мир математики — близкие соседи.

Escher_Cube (405x417, 87Kb)

Если взглянуть на литографии «Бельведер», «Водопад» и «Поднимаясь и опускаясь», - в каждой из них что-то не так… Лестница, по которой поднимается юноша, — внутри или снаружи беседки находится она? Вода все время течет вниз — и бесконечно движется по кругу. А монахи идут по замкнутой лестнице: одни все время вверх, а другие — вниз (кстати, бессмысленную работу голландцы называют «монашеский труд»). Каждый небольшой фрагмент этих работ безупречно изображает реальность, но в целом эти фрагменты складываются в невозможные объекты.

1228726036_jesher3 (460x458, 133Kb)

Водопад

С настойчивостью маньяка Мауриц рисует птиц и рыб — две темы, зато как безупречно!

mowducks (577x363, 111Kb)

Летят утки

В мае 1940 года нацисты оккупируют Голландию и Бельгию. 1 февраля 1944 нацисты, преследовавшие евреев, арестовывают учителя Эшера - Самюэля де Месквита. Больше его никто не видел. Эшер помогает переправить работы де Месквита в амстердамский музей "Стеделик". Он оставляет у себя лишь один эскиз де Месквита, на котором остался отпечаток немецкого сапога. Этот эскиз Эшер хранит до конца своих дней. После войны в 1946 году Эшер устраивает мемориальную выставку, посвященную творчеству де Месквита в музее "Стеделик".

Одним из самых выдающихся аспектов творчества Эшера является изображение «метаморфоз», фигурирующих в разных формах во множестве работ. Художник подробно исследует постепенность перехода от одной геометрической фигуры к другой, посредством незначительных изменений в очертаниях. Кроме того, Эшер неоднократно рисовал метаморфозы, происходящие с живыми существами (птицы превращаются у него в рыб и прочее) и даже «одушевлял» в ходе метаморфоз неодушевлённые предметы, превращая их в живые существа.

LW320E (700x203, 63Kb)

Метаморфозы

Однако его самое больше изобретение — это лестница, по которой, поднимаясь вверх, неизбежно оказываешься внизу. Это была вершина его фантазии. Воистину: придумать и умереть!


Он создал эту лестницу для своей красавицы жены, безостановочные упражнения которой на рояле напоминали бесконечные спуски и подъемы по лестнице.

Его последним шедевром было строительство Бельведера. На бумаге, конечно. Но шикарного. Это была метафора его взаимоотношений с собственной женой и прощальный привет Брейгелю-старшему.

0_71905_3dfb95c0_XL (400x604, 69Kb)

Бельведер

Он нарисовал дом, большой и хороший, который могут позволить себе нувориши.На первом этаже этого заповедника он поселил мужа, на втором — его жену. С первого на второй этаж ведет лестница. На первом этаже она находится внутри дома. Однако если смотреть из окна второго этажа — она снаружи. Как такое может быть? В таком доме муж и жена никогда не могут попасть друг к другу. Пространство перед домом представляет собой шахматную клетку. Это игра очевидного и невероятного. И то и другое находятся в пределах разума. В подвале дома томится человек, который знает разгадку, как мужу пробраться в спальню жены, но он не может поделиться своим знанием ни с кем. Дверь его темницы не заперта, но выйти из нее можно только в никуда. Иными словами, его знанием нельзя воспользоваться. И, наконец, есть четвертый обитатель этого дома — юноша, который живет во дворе, напоминающем шахматную клетку. Изо дня в день он задумчиво разглядывает непостижимый предмет — куб, у которого задняя и передняя стенки видны одновременно.

Все, что он рисовал в последнее время, становилось аллегорией его личной жизни. Точно так же, как в Бельведере муж и жена не могут жить вместе, точно так же его законопослушная Джетта сбежала от него в 1968 году и вернулась в родную Швейцарию.

«Если бы вы только знали, какие видения посещают меня в ночной тьме… Иногда моя неспособность сделать их зримыми буквально сводит меня с ума. По сравнению с этими мыслями каждая отдельная гравюра или рисунок — это полная неудача, только мельчайшая частица необъятного целого».

LW355 (491x425, 54Kb)

Рисующие руки


LW268 (466x700, 71Kb)

Рука с зеркальной сферой


лужа (498x379, 58Kb)

Лужа

Tags: живопись, живопись-магический реализм, искусство, эшер морис
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments