жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Мое кино. Дамы в лиловом





Хотела написать свой комментарий к этому превосходному фильму, но, найдя несколько замечательных комментариев к нему на разных сайтах, которые в совокупности полностью выражают мои мысли и чувства, я решила ими и ограничиться.
Фильм понравился очень! Трогательный, нежный, проникновенный, красивый, музыкальный, светлый и щемяще грустный...

*****************************************************************************************

Действие фильма «Дамы в лиловом» происходит в патриархальной Англии накануне второй мировой войны. Деревушка на берегу моря ещё живёт счастливыми мгновениями мирной жизни, но в воздухе уже ощущается тревога и напряжение. Две пожилые женщины из уютного дома на холме с видом на залив давно смирились со своим одиночеством вдвоём.

Они родные сёстры и их прежняя жизнь почти не рассказана в фильме. Они терпят друг друга из сострадания. И как в сказке, однажды, после шторма волны выбрасывают на берег тело молодого человека. Склонившись над ним, они понимают, что молодой человек жив, но сильно изранен и сломана нога.

Сёстры хлопочут, зовут подмогу, переносят незнакомца в свой дом, и начинается борьба за его жизнь. Скоро он приходит в себя, но языка не понимает и сильно радуется, когда одна из сестёр заговаривает с ним на ломаном немецком. Немецкий вызывает насторожённость, ведь война на пороге и надо быть бдительным. Кроме радостного разнообразия, которое вносит незнакомец в дом старых леди, он приносит и неприятные чувства, давно забытые, плотно закупоренные в пыльном сундуке памяти — Любовь и Ревность.

Любовь не знает преград в возрасте, разум отступает перед ней, и безумие управляет телом и бросает на немыслимые поступки. Урсула (Джуди Денч) странно ведёт себя по отношению к незнакомцу: с одной стороны, как мать всегда готова прийти на помощь, с другой стороны, настораживает её пылкость, живость, какой-то трепет. Это же чувствует её старшая сестра Джанет (Мегги Смит) — она приглядывается к сестре и вовремя одергивает её.

Вскоре история незнакомца становится известной. Он из Польши. Пытался добраться до Соединённых Штатов, но попав в шторм, был смыт волной за борт.

Андреа (актёр Дэниел Бруль) оказался скрипачом и, встав на ноги, с удовольствием играл на скрипке в местном пабе, чтобы хоть как-то отблагодарить своих спасительниц.

Среди жителей деревни жила и работала художница, некая Ольга Данилова, личность неординарная, вызывающая массу слухов и домыслов. Известно только, что она приехала из России, а её брат известнейший скрипач Борис Данилов. Понятно, что эти двое созданы друг для друга: красивые, молодые, оба люди искусства.

Ольга пишет письмо брату с просьбой послушать поляка и дать оценку. Брат отвечает согласием: он готов послушать музыканта немедленно во время своих гастролей в Лондоне. Андреа и Ольга спешно покидают село, поляк даже не удосуживается зайти и поблагодарить старых леди за всё, что они сделали для него. Больше всех сокрушается Урсула. Не знаю, уж на что она рассчитывала, привязавшись к мальчишке, но горе её было неподдельным.

Какое-то время спустя сёстры получают пакет из самого Лондона с письмом от Андреа, полным извинений за свой спешный отъезд и признательностью в адрес обеих сестёр за их доброту.


Также он пригласил их на свой концерт в Лондонскую филармонию, вложив два билета. И портрет, который написала Ольга, его подруга и будущая жена. Урсула, достав портрет из пакета, вешает его на стену над пианино, отходит в сторону, любуется и нам понятно, что материнское чувство возобладало, и отныне он стал для неё сыном.

В означенный день в доме сестёр набиваются все жители деревни, каждый хочет увидеть по телевизору иностранца, который развлекал весь народ в пивнушке и волочился за местными девчонками.

И тот же концерт в живую смотрят сёстры, аристократичного вида леди в нарядах, которые они достали для этого чрезвычайного случая из сундука, где эти самые платья лежали пересыпанные сухой лавандой от моли и для хорошего запаха. Вот вам и название фильма «Дамы в лиловом» на английском языке « Леди в лаванде».


Режиссёр фильма «Дамы в Лиловом» Чарльз Дэнс говорит, что роли, словно изначально были написаны для Джуди Денч и Мэгги Смит. Надев одежду того времени, ступив на землю Корнуэлла, актрисы сразу вошли в ту эпоху, словно всегда жили среди тех людей, в том доме на холме с видом на море. Некоторые критики писали, что игра актрис естественна, словно само дыхание. И это правда.

В фильме звучит много классики: Мендельсон, Паганини, Массне, Дебюсси. Джошуа Бэлл исполняет скрипичные концерты вместо главного героя.

http://yaokino.ru/dami-v-lilovom (В этой ссылке есть и само кино)



*****************************************************************************************

Несколько интернет-комментариев:


Сложный фильм, построенный на ощущении недосказанности и недозволенности, рассказывающий о чувствах и навсегда упущенных возможностях. Джуди Денч и Мэгги Смит потрясающее играют одиноких пожилых женщин, передавая их тоску по нереализованной любви. Мечты о сказке так и не сбылись. Возраст борется с желаниями, правила приличия и разум вступают в конфликт, но любовь и нежность вечны. Борьба с собственной душой изматывает и оставляет на сердце еще одну незаживающую рану. Но истинные леди всегда должны оставаться на высоте. К несчастью, жизнь может так никогда и не засиять яркими красками.



*****************************************************************************************



За окнами шумит море. Оно приносит свежий ветер, запах ракушек и бесконечный горизонт… На утесе стоит коттедж, в котором живут пожилые дамы — сестры Дженет и Урсула и их кухарка. День наполнен заботами по дому и саду, а жизнь упорядочена и аккуратна — жители деревни знают друг о друге все, здесь нельзя спрятаться. Да и не нужно прятаться — здесь все дружелюбно, светло и интеллигентно, как бывает только в наших воспоминаниях о далеких временах… Здесь два старых джентльмена вспоминают о том, какой красивой была толстая кухарка в юности, сравнивают сельские вечеринки с тем, что были раньше. Здесь один скрипач-самоучка на всю округу.

Однажды море вместе со штормом приносит и еще кое-что. С террасы дома не видно, что именно, но это оказывается молодой мальчик. Пожилые дамы, одетые в лиловые тона, заботятся о нем, учат английскому, шьют ему костюм, находят скрипку, чтобы он играл… Жизнь для них обретает новый смысл, открывается неизведанной до сих пор радостью — почти материнской заботой. Вот только несмотря ни на что грусть пробирается в сердце Урсулы. Что же это?.. Тоска по любви. Только со стороны может показаться смешным, когда пожилая женщина мечтает о любви. Жизнь ее прошла в предвкушении настоящего чувства, в воспоминаниях об отце, в заботе о сестре, ожидании ее с фронта l Мировой, где Дженет работала в госпитале, и где она встретила свою любовь. И этот юный поляк напомнил ей о том, о чем она уже много лет старалась не думать — о том, что жизнь прожита, что почти все уже позади, что отцвела пустоцветом ее молодость, ее жизнь, ее любовь… И имеет ли право хоть кто-нибудь с осуждением и насмешкой смотреть на боль этой женщины, наполненную горечью лаванды.

В сердце Урсулы пробирается грусть лавандового цвета — цвета моря перед закатом. Эта грусть, как запах лаванды, сладковато-терпкая и успокаивающая, проникающая, от которой не хочется отказываться, сколь бы резким ни был ее аромат.

Фильм «Ladies in Lavander» — это фильм-воспоминание о временах, когда люди жили неспешно, радовались свежему утру, сажали петунии под окнами. И пусть это всего несколько лет сумасшедшего ХХ века, пусть позади Первая Мировая, а впереди Вторая… Это мгновение грусти в лавандовых тонах будет прожито полностью, испито до конца, оно будет наполнено смехом, смущением, уединением на утесе, музыкой, неторопливыми беседами с соседями.

Это мгновение любви, которой не было, прожито одной из самых удивительных актрис нашего времени — Джуди Дэнч, она солирует в симфонии, где в унисон ей вторят Мэгги Смит и Даниэль Брюль. Тихая симфония грусти и красоты английской жизни, тихая симфония любви, которая помогла Андреа воплотить свою мечту, тихая симфония музыки, которая каждому своему слушателю подарит кусочек лавандовой грусти Урсулы…



****************************************************************************************

Этот британский фильм не мелькал на афишах, не упоминался в прессе, и я вряд ли посмотрела бы его когда-либо, если бы мне не посоветовали его для образовательных целей (я его смотрела в оригинале). А фильм оказался очень хорошим. Очень настоящим. Психологически, эстетически и эмоционально тонким, и просто восхитительно сыгранным. Этот фильм, как картина искусного импрессиониста, исполнен в пастельных тонах, мелкими мазками — не прорисовывая точно каждую деталь, предельно точно и сильно передает настроение и состояние главных героев в каждой отдельно взятой сцене и в целом. Он не слишком многословен- сила его не в словах, но зато каждое движение, жест, взгляд, невообразимое многообразие интонаций преисполнены смыслом и создают ювелирную мозаику, в коей переплетаются мысли и чувства, желания и разочарования, сила и слабость, молодость и старость, порыв и житейская мудрость, забота и эгоизм, стремления и потери…

Это фильм о старости, одиночестве и нереализованных надеждах, о молодости, горящей будущим и стремящейся к завоеванию заоблачных высот, и о том, что получается, когда оба этих пряных букета оказываются в одной вазе. Тончайшим образом прорисованы нюансы эгоизма одиночества пожилого человека,- обожествление символа жизни- молодости,- и в то же время желание привязать к себе, фактически лишая молодость шанса эту жизнь прожить. Наивность до смешного, порывистость, непосредственность, естественные, но пугающие несвоевременностью мечты, самоотверженная любовь, и страх, безумный страх потерять эту ниточку жизни рядом. Молодой человек, которого подобрали наши героини, оказался польским скрипачом по имени Андреа, и, окрепнув здоровьем, он готов взлететь ввысь, к своим горизонтам, к своим высотам, но те, что даровали ему вторую жизнь, теперь чугунными кандалами висят на его крыльях, и не дают ему возможности взлететь. Это фильм о старости и молодости, об одном из видов той любви, у которой столько лиц, что и не перечесть, о благородстве и эгоизме, о волнительном трепете и пасторальном покое, о том, как меняются люди в разных обстоятельствах, о преданности и благодарности, а также о том, что самое сложное, но и одновременно самое мудрое решение зачастую бывает в том, чтобы вовремя уйти. И отпустить…

Это фильм атмосферный — атмосфера тех времен, старой Англии чувствуется всеми фибрами души, равно как и каждое переживание героинь, чувственно-эмоциональный фон и длинная череда маленьких болей большого сердца. Для создания этой своеобразной, но узнаваемой атмосферы подобрано верно множество мелочей, каждый нюанс продуман, и каждое направление педантично выверено — все в этом фильме соответствует времени- и костюмы, и манеры, и характеры, и заблуждения, и походки, и привычки… Все-все, и именно за счет этого каждый зритель имеет возможность прожить и прочувствовать вместе с героинями их радость и их боль, как свою собственную, даже отчетливо осознавая, что все правильно, и иначе быть не может, -потому что каждая деталь понятна, иногда даже слишком.


Отдельно надо сказать об актерской игре. Она поистине потрясающая! Восхитительная, талантливая, тонкая, завораживающая, трепетная и пронзительная… Роль Урсулы сыграла Джуди Денч, знакомая большинству из нас, наверное, по роли Арманды в «Шоколаде» и босса Агента 007 в бондиадах. Но ни на Арманду, ни на мисс М из бондиад ее Урсула ни капельки не похожа. Она сыграла это настолько глубоко, прожила эту драму, как свою собственную, что даже сложно сказать, что она «сыграла». Смотришь в ее грустные голубые глаза, улавливаешь мимолетный жест, раскрывающий самое сокровенное, и веришь, полностью и всей душой. Джуди Денч сыграла очень многогранный, необычный характер, и была ювелирно точна и пронзительна в каждой сцене присутствия в фильме. И в радости, и в боли, и в наивной привязанности, и заботе, и в непосредственности, и стыдливости, и в капризности, и в страхе, и в преданности, и в сентиментальности, и в откровенности, и в печали, и в ревности, и в сомнении, и в трепете, в ожидании, в надежде… и в последнем мудром вердикте…

Фильм имеет еще и элементы художественности- мельчайшие детали, которые проскальзывают где-то между строк, но имеют на самом деле огромное символическое значение, передают сильнейший эмоциональный импульс, раскрывающий переживание и состояние героев. Главными такими моментами для меня стали два эпизода. Первый — когда Урсула тайком подняла с земли локон Андреа, после того, как его подстригли. И второй — когда она свернулась калачиком на кровати, где когда-то спал Андреа, поперек кровати, обхватив колени. Столько было в этом чувства, боли, что не описать словами…

Итак, резюме. Это кино не стоит смотреть тем, кто ценит в кино динамичность повествования и эффекты. Тем же, кто чувствует и ценит силу блестящей актерской игры, понимает психологически тонкое полотно повествования, и может увидеть сердцем синеву глаз уже пожилой героини- фильм обязателен к просмотру. Это фильм- ощущение. Для тех, кто не только смотрит, но еще и чувствует, и мыслит.

http://www.kinopoisk.ru/film/61774/ord/rating/#list

Tags: кино, мое кино, мои комментарии, чужие комментарии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments