жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Мое кино. Венера в мехах




Этот фильм я не могла не посмотреть. Даже если бы критики разнесли его в пух и прах, а авторы рецензий и комментариев единодушно отговаривали бы его смотреть, я все равно смотрела бы. Хотя бы в знак любви и благодарности за мой любимый фильм, к которому приложили руку и режиссер Полански, и его жена, актриса Эмманюэль Сенье - за "Горькую луну". Параллелей с этим фильмом, кстати, у "Венеры в мехах" невероятно много, я лично начитала их с десяток - а значит, они не случайны.


Поскольку объективно оценивать новый фильм я не смогу из-за моей огромной симпатии к исполнительнице главной роли, лучше приведу два комментария, наиболее четко отражающие мое мнение об этом фильме.
А свое мнение я выражу в одной фразе: это превосходный опьяняющий коктейль из чувственной, но легкой эротики, мистики, комедии и психологической драмы, приправленный потрясающей игрой актеров и замечательной режиссурой. И с доооолгим пикантным послевкусием!

И еще. Как мне показалось, лучше смотреть фильм не в синхронном переводе (несмотря на то, что озвучивает женскую роль неподражаемая Анна Каменкова), чтобы иметь возможность слышать оригинальные голоса актеров - это тоже очень важная составляющая этого фильма.

P.S. Господи, ну как же больно наблюдать, как стареет красивая женщина!... Нет-нет, она все равно прекрасна, и в моих глазах она навсегда останется роскошной и сексуальной Мими из "Горькой луны", но все-таки время чертовски безжалостно и неумолимо.....

Ну и несколько чужих комментариев, близких мне по духу:


*****

Сказать, что «Венера в мехах» — чувственный фильм, это не сказать ничего. Эмоциональность, страсть, близость — и все это без единого поцелуя, без единого объятия… Надо быть действительно гением, чтобы суметь воплотить подобный вихрь на сцене лишь с двумя людьми. И Амальрик, и Сенье, и Полански сумели так наэлектризовать скудную обстановку театра, что при просмотре постановки-фильма у меня бежали мурашки по коже.

Итак, нас знакомят с Томой, интерпретатором пьесы Захер-Мазоха «Венера в мехах», и Вандой, которая пытается убедить режиссера, что лучше, чем она, он не найдет актрису. Сама же претендентка на главную роль явно отличается от того образа, который рисует в своей голове режиссер. Она вульгарна, одета, мягко говоря, как девушка легко поведения с садистскими наклонностями, но на сцене она преображается. И вот уже Тома, в образе Северина фон Кузимского, видит на сцене Ванду фон Дунаеву. Они говорят, обсуждают Венеру в мехах, любовь и боль, которая причиняет наслаждение. Но как только Тома полностью погружается в постановку, очередная реплика Ванды спускает его с небес на землю. Она кажется ему двуликим Янусом, одно лицо которого — благородная дама конца XIX в., а другое — французская вертихвостка, играющая им. Действительно, как оказывается, Ванда не так уж и проста: она достает невесть откуда взявшиеся наряды позапрошлого столетия, умеет «ставить» свет на сцене, да и вообще не лишена актерского таланта… Только ба-бах! И вновь она становится той самой вульгарной дамочкой, ворвавшиеся в творческие покои Томы.

Это сбивает с толку и зрителя: ее перевоплощения, которые происходят каждые двадцать минут, заставляют задавать вопрос: кто вообще такая эта Ванда? Неужели, на ней всего лишь маски, и трагедия сменяет комедию? У Томы, как и у зрителя, от всего от этого начинает кружиться голова, и вот он уже рвет отношения с невестой, красит губы, обувает туфли на шпильке и готов служить своей Венере в мехах… Простите, в бордовом шарфе. Она же умело играет им, будто богиня, сошедшая с Олимпа. И вскоре счастье становится проклятьем, ведь Ванда-Венера готова разорвать в вакхическом безумии Тому, который привязан к столбу, но она лишь поправляет меховую накидку и… Гаснет свет.

К слову, подобная интерпретация и пьесы, и самого произведения Захер-Мазоха, по мне, является вполне удачной. Полански сумел уловить ту ниточку, зацепиться буквально за один взгляд, за одно лишнее слово и отразить всю бурю чувств, которая охватывает женское и мужское начало. На этой сцене можно было желать чего угодно, только иногда желаемое становиться явью, так что надо быть осторожным… Ведь однажды, вернувшись домой, можно увидеть у камина обнаженную Венеру в мехах, которая начнет исполнять свой безумный вакхический танец.

capuletti j





*****

Новое творение величайшего режиссера Романа Полански — камерная театральная драма. Более того, действие разворачивается на сценических подмостках, где режиссер-дебютант по имени Тома прослушивает актрису на роль Ванды, героини классической повести Леопольда фон Захера-Мазоха «Венера в мехах». Поначалу мы видим режиссера в полном отчаянии, он жалуется по телефону невесте, что все нынешние актрисы похожи на кукол и разговаривают тонкими детскими голосками, как будто набрали в легкие гелий из шариков. Между тем, повесть о мазохизме — и ему нужна настоящая женщина-вамп, или хотя бы кто-то, кто смог бы ее изобразить. В самый последний момент, когда Тома уже собирается уходить, в дверях вдруг возникает вульгарная особа, воплощающая в себе все, что он терпеть не может…

Разумеется, не все со мной согласятся, но мне почудился в пьесе, воплощенной Полански на экране, налет мистики. Иначе откуда актриса Ванда (представляющаяся тезкой героини романа) берет полную версию пьесы, как у нее в сумке оказывается домашний сюртук 1839 года выпуска (неужто в самом деле купила в секонд-хэнде за 40 евро), да и что это за странный древне-греческий танец, который она обнаженная изображает в мехах, хотя меху совершенно неоткуда взяться — и всю пьесу она играла, сделав себе накидку из бардового шарфа. Да и слова она знает наизусть, хотя говорила, что только «проглядела» пьесу. Затем сознается, что «проглядела» и роман.

Всю картину она ведет с режиссером изысканную игру в кошки-мышки, периодически представляясь не тем, кем является (к примеру, детективом, которого наняла следить за Тома его невеста) — это немного роднит фильм с другой театральной кинопостановкой на двоих — «Интервью». Только «Венера в мехах» на порядок интереснее — и неоднозначнее. Режиссер и его совершенная актриса так заигрываются, что уже невозможно отличить текст пьесы от их собственных слов и эмоций. Тома буквально погружается в свою же собственную пьесу и в определенный момент оказывает и ее героем, и жертвой «женского коварства».

Зрителю остается только задаваться вопросом, а не сама ли Венера-Афродита явилась к слишком смелому режиссеру, чтобы наказать его за слабости и унижение женщин, которое он позволил себе, слишком вольно трактуя классическую повесить фон Захера-Мазоха?

На главные роли Полански взял замечательно исполнивших свои партии актеров — Эмманюэль Сенье и Матье Амальрика. Потенциал Сенье Полански мог оценить в полной мере, как актрисы и как женщины, — у них двое общих детей. Нынешний образ, во многом, сродни тому, что Сенье показала в «Девятых вратах» — он загадочен и притягателен. Амальрик своего рода альтер-эго самого режиссера, как герой пьесы Северин — альтер-эго режиссера своей же пьесы. Во всяком случае, Полански и Амальрик удивительно похожи. К тому же, у обоих польские корни и крошечный рост ниже метра семидесяти.

Иногда экранизации театральных пьес бывают удачными, иногда более чем удачными, а иногда почти гениальными — когда за дело берется такой мастер, как Роман Полански. Разумеется, он получил за этот фильм «Сезар» как лучший режиссер Франции. Абсолютно заслуженная награда.

Rovego
Tags: измена, кино, мое кино, мои комментарии, чужие комментарии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments