жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

О природе юмора




Недавно читала интервью с американским писателем Дэйвом Барри. Понравилось его рассуждение о чувстве юмора:

****************************************


– Дэйв, в одной из колонок вы пишете, что чувство юмора вам пришлось развить в старших классах, чтобы было чем заняться на вечеринках, пока сверстники танцевали с девочками. Это просто образ или так всё и было?

– Да, так и было. Я убеждён: чувство юмора всегда произрастает из неуверенности в себе и желания понравиться, завоевать симпатию окружающих. Можно сказать, что это изнанка страха – страха быть непринятым, непонятным, отвергнутым. Страха, что тебе сделают больно. Исключений я не видел. Поэтому так забавно читать все эти опросы в глянцевых журналах, когда у женщин выясняют, что самое важное в мужчине. Чувство юмора почти всегда на первом месте! И тогда я думаю: нет, вы всё врёте! У меня было чувство юмора в школе, вам нужно было не это, а смазливая мордашка! Сейчас-то, может, оно и правда важно. Только уже поздно.


**************************************


Любопытно, но мне тоже всегда казалось именно так, что юмор - это защитная реакция, некий запрос на внимание. А никак не показатель уверенности в себе, как это кажется со стороны. Интересно, как на самом деле обстоят дела и что об этом думают психологи.


Нашла интересную заметку на эту тему. Правда, это не совсем то, что мня интересовало. Мне хотелось разобраться больше в мотивах человека, который шутит сам, но информация попадалась исключительно о том, почему и над чем люди смеются. А это не совсем одно и то же. Хотя и не менее интересно.
Вот одна из таких статей:

**************************************************************

По-видимому, ответ кроется в основных отличиях человека от всех остальных животных. Человек разумный может анализировать, а значит, сравнивать себя с другими и критически относится к самому себе. Именно, возможность сравнения и желание на его основе жить лучше другого, заставляет человека осознанно стремиться к превосходству над окружающими любыми путями, в том числе и с помощью юмора.


В науке существуют три основных теории юмора – теория превосходства, теория несоответствия и теория утешения. Доктор психологических наук Эдриан Бардон рассказывает, как, видоизменяясь, эти три концепции находили своих последователей на каждом новом витке мировой истории.


Теория превосходства (the Superiority Theory)

Согласно этой теории, человек смеется тогда, когда ощущает свое превосходство над теми или иными явлениями, событиями или людьми. Одним из первых этот психологический механизм описал Платон. В диалоге «Филебус» платоновский неизменный герой (и учитель) философ Сократ утверждает, что главный персонаж всех комедийных представлений – человек, находящийся в трудных обстоятельствах и не способный их преодолеть. Наблюдая его несчастья, публика испытывает две эмоции одновременно – жалость и удовольствие: она сочувствует герою-неудачнику, но при этом смеется над его бессилием.

Ученик Платона Аристотель вкладывает в понятие юмора тот же смысл. Оба философа относятся к «комическому» отрицательно: оно делает людей заложниками собственных эмоций. Аристотель также добавляет, что шутка – это своего рода оскорбление, поэтому использовать ее необходимо только в том случае, если речь идет о вещах действительно недостойных и низких.

Томас Гоббс, философ Нового времени, – еще один последователь теории превосходства. Он также определил смех как примитивную эмоцию – грубую реакцию на беду другого. Осознание собственного превосходства над несчастным, по мысли ученого, возникает из неверного убеждения, что с нами ничего подобного произойти не может.

Несмотря на авторитет своих последователей, теория превосходства не раз подвергалась критике. Шотландский философ Фрэнсис Хатченсон в своих «Размышлениях о природе смеха» заметил, что страдания героя в литературном произведении или театрализованном представлении скорее заставят читателя/зрителя плакать, нежели смеяться.



Теория несоответствия (the Incongruity)

Раскритиковав теорию превосходства, Хатчетсон предложил ей альтернативную концепцию, которая позже получила название теории несоответствия. По мнению философа, мы далеко не всегда смеемся только лишь от осознания превосходства над слабостью и несчастьями другого. Например, фокусы и забавные представления животных также часто вызывают веселье публики. Хатчетсон объясняет природу смеха иначе: он полагает, что человек смеется тогда, когда становится свидетелем абсурдных явлений, наблюдает несоответствие канонического образа и реального факта. Так, философ совершенно иначе трактует ситуацию, когда публика смеется над бедой достойного героя: он выглядит смешным именно потому, что конкретная комическая ситуация не соответствует его высокому положению, могуществу или богатству.

Доказательством теории несоответствия может стать любопытное исследование современного британского психолога Ричарда Вайзмана. Ученый проанализировал десять тысяч шуток и анекдотов и выделил четыре основных комических архетипических ситуации:

1) герой хочет выглядеть умнее, но все его попытки проваливаются;

2) муж и жена не любят друг друга;

3) доктор равнодушен к смерти больного;

4) Бог, который совершил ошибку.



Как мы видим, каждая из этих ситуаций основана на несоответствии ожиданий и действий. вителя немецкой классической философии – Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр.



Теория утешения (the Relief Theory)

Третья концепция, теория утешения, является логическим продолжением теории несоответствия. Первым ее сформулировал английский философ Герберт Спенсер. Он рассматривал смех, прежде всего, как физиологическую реакцию организма на нервное напряжение и перевозбуждение. Согласно его концепции, радость и страх оказываются эмоциями родственными, только следствием первой является смех, а второй – дрожь. Другими словами, человек, смеясь, «освобождается» от эмоционального груза.

Австрийский психолог Зигмунд Фрейд разделял точку зрения Спенсера относительно природы юмора. В своей книге «Остроумие и его отношение к бессознательному» он показал, как мы с помощью смеха и юмора выражаем сексуальность и агрессию. По Фрейду, шутя и высмеивая, человек обманывает своего внутреннего цензора - «Сверх-Я», запрещающее ему говорить на табуированные темы и открыто выражать свое неудовольствие, обиду и злость.

И еще один важный момент фрейдовской теории: обладающий чувством юмора постоянно шутит для того, чтобы избежать негативных эмоций, уйти от несовершенной действительности и таким образом продемонстрировать свою неуязвимость. Кстати, многие сторонники теории естественного отбора считают, что развитие у человека чувства юмора – убедительное доказательство эволюции человеческой психики.

Теорию несоответствия также поддерживали два крупнейших представителя немецкой классической философии – Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр.



http://www.cinemotionlab.com/stati/tri_teorii_yumora/



*********************

Есть много теорий, пытающихся объяснить - зачем люди шутят. Тут и желание понравиться, произвести впечатление, поднять настроение, стремление показать, что ты - свой... Но изначально это все-таки способ сбросить напряжение.

Одна из самых больших проблем с людьми, которые постоянно шутят, как раз и состоит в том, что они не способны создавать и выдерживать напряжение беседы. Это какая-то очень серьезная патология, когда ты пытаешься донести до собеседника мысль, требующую ментальных усилий, и вот только в воздухе начинает пахнуть озоном и проскакивают первые электрические разряды - собеседник тут же "заземляет" их своей остроумной шуткой. - Да ладно, че ты такой скучный, расслабься.
А я не хочу расслабляться. Я не устал. Мне нравится напрягаться.



http://mi3ch.livejournal.com/2036756.html



Tags: мои комментарии, психология, статьи, фрейд, цитаты, чужие комментарии, шопенгауэр, юмор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments