жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Мое кино. Дэвид Линч - Человек-слон (The Elephant Man. США, Великобритания, 1980)


Related image

«Человек-слон»  — фильм американского режиссёра Дэвида Линча, основанный на биографии знаменитого британца Джозефа Меррика.

Это правдивая и печальная история жизни реально существовавшего в 19 веке человека, страдавшего редчайшей болезнью, вызывавшей чудовищные деформации тела.

Молодой хирург Тривес, увидев это несчастное и забитое существо в балагане, выкупает его у хозяина из чисто научного интереса, но с удивлением обнаруживает в нем человека интеллектуально развитого и духовного.

В основе фильма — книга Фредерика Тривза «Человек-слон» и частично Эшли Монтегю «Человек-слон: Этюд о человеческом достоинстве».
Фильм был выдвинут на премию «Оскар» по восьми номинациям, включая «лучший фильм», «лучший режиссёр» и «лучший актёр» (Джон Хёрт), но не получил ни одной статуэтки.

Продюсер Мел Брукс, известный главным образом как комедиограф, намеренно убрал своё имя из титров, чтобы у зрителя не сложилось превратного мнения о фильме.


**********************************************************


Еще не отойдя от восторга после просмотра "Малхолланд Драйв", я решила познакомиться ближе и с другими картинами Дэвида Линча.

На этот раз я выбрала фильм "Человек-слон" - единственную работу Линча в качестве режиссера, которая находится в списке "250 лучших фильмов по версии IMDb".

К стыду своему, я прежде ничего не знала ни об этом фильме, ни о его главном герое. Поэтому вначале предполагала увидеть нечто схожее с "Малхолланд Драйв" - опять что-то яркое, красивое, загадочное, страшное и интригующее. В общем, я ошиблась почти во всем. Все оказалось совсем наоборот.

Фильм этот сделан черно-белым, с уродливым главным героем, и в нем нет каких-либо загадок и интриг - все ясно, четко и понятно, разжевано и подано на тарелочке. Возможно, именно это мне и не понравилось в этом фильме. Противопоставления и мораль (например, "посмотрите, вот этот уродлив внешне, а эти внутренне, и угадайте, что хуже) настолько лежат на поверхности, что мозги во время просмотра отдыхают полностью - думать здесь не о чем. Кино не столько для ума, сколько для эмоций. Здесь можно сопереживать герою, жалеть и радоваться за него, злиться на его обидчиков и восхищаться добротой и участием хороших людей, и в общем-то на этом все.

(Я, правда, напрягла память единственный раз, когда пыталась вспомнить, кого мне напоминает актер, игравший доктора Тривза. Такое милое и доброе лицо. Так и не вспомнила. И только потом прочитала, что эту роль сыграл молодой Энтони Хопкинс. Вот это перевоплощение!)

Related image

Кстати, пока я смотрела это кино, я  и не представляла, что оно основано на реальных фактах. Более того, даже предположив, что такой человек действительно существовал, то увиденное в некоторых эпизодах мне точно казалось совершенной выдумкой и фантазией авторов, настолько не верилось в реальность происходящего. Однако надо отдать должное создателям фильма - если в нем и было что-то выдуманное, то это были второстепенные детали. В главном же, судя по прочитанной мною вкратце биографии Меррика, все так и было. И этот факт делает данный фильм интересным и познавательным - именно своей правдивостью и максимальной приближенностью к реальным событиям.

Ведь, на самом деле, если бы все это было придумано, то удивить таким сюжетом кого-то, наверное, было бы сложно. Мир знает множество подобных, но придуманных героев, когда внешнее уродство компенсировалось с лихвой богатым и красивым внутренним миром. Вспомните хотя бы Призрака из "Призрака Оперы" Леру, Квазимодо из "Собора Парижской Богоматери" Гюго, Чудовище из сказки Аксакова "Аленький цветочек", и других схожих героев. Может быть поэтому сюжет данного фильма меня хоть и не оставил равнодушной, но все же не поразил своей новизной и оригинальностью.

Надо сказать, что в этой картине Линч, как и его творение, совершенно другой. Нежный и трепетный. Вообще фильм очень добрый, хороший, трогательный и деликатный. Но шедевром я лично его не назвала бы.

Related image

Напишу вкратце о жизни самого Меррика.
Родился он в 1862 году. В автобиографической записке Меррик упоминает, что его уродство стало развиваться, когда ему было пять лет. Его мать умерла в возрасте 36 лет от бронхопневмонии, а отец вскоре женился на другой женщине. К этому времени деформация тела стала действительно обширной, так что мачеха не желала, чтобы Джозеф оставался дома.

Джозеф устроился на работу на табачной фабрике, но из-за прогрессирующей деформации правой руки ему не удавалось выполнить необходимую норму по производству сигар, поэтому он ушёл с этой работы в 1878 году. Ему приходилось подолгу быть на улице и он стал подрабатывать, работая галантерейщиком, при этом Джозеф постоянно подвергался нападкам со стороны местных детей. В конце концов, устав от брани мачехи из-за того, что он не приносил пользы, Меррик покинул свой дом.

 Позже Джозеф был нанят цирковым шоуменом для участия в номерах «шоу уродов», где он выступал под прозвищем «человек-слон». Однако спустя некоторое время Меррик был обманут и оказался в чужом городе без денег. Хирург Фредерик Тривз, заинтересовавшись столь необычным пациентом, взял Меррика под опеку, выделив комнату в Королевском Лондонском госпитале.

Related image


Меррик привлёк внимание общественности, у него появились друзья среди лондонской аристократии. Постепенно благодаря повышенному вниманию прессы мистер Меррик стал достопримечательностью викторианского Лондона. Принцесса Уэльская Александра проявляла интерес к персоне Джозефа, что заставляло аристократов навещать его.

Джозеф Меррик был образованным и обладающим богатым внутренним миром человеком — благодаря помощи Тривза ему удавалось посещать театры, он много читал, а в поздние годы стал писать как прозу, так и поэзию.

Одним из его любимейших стихотворений, строчки которого Меррик часто цитировал, было:
Tis true my form is something odd,
But blaming me is blaming God.
Could I create myself anew,
I would not fail in pleasing you.
If I could reach from pole to pole,
Or grasp the ocean with a span,
I would be measured by the Soul,
The mind’s the standard of the Man.

-------------
Это правда, что моя внешность странная,
Но обвиняя меня, вы обвиняете Бога;
Если бы мог я родиться снова
Я бы не подверг вас такому уродству.
Если я мог бы объять всю Землю,
Или охватить океан со всеми реками,
Я мог бы быть оценён по Душе,
По уму нормального Человека.

------------

Здорово, правда?

Также Меррик, пользуясь только левой рукой, собирал из бумаги модели соборов, которые он дарил ухаживающим за ним медсёстрам, докторам и другим добрым к нему людям. Одна из таких моделей хранится в Королевском Лондонском Музее. (Кстати, это одна из тех деталей, в правдивость которой я изначально вообще не поверила. Собирать модели соборов одной только левой рукой - мне даже сложно вообразить это!)

Image result for человек слон

При знакомстве с Джозефом доктор Тривз посчитал его слабоумным с рождения (так как из-за деформации выражение лица Меррика никогда не менялось, а речь была абсолютно неразборчива).

Как писал позднее Фредерик Тривз в мемуарах:
-- Представить себе, что он был способен осознать своё положение было немыслимо… Я понял подавляющую трагедию его жизни только когда узнал, что он умён, очень чувствителен и, что хуже всего, обладал романтическим воображением.

За Мерриком ухаживали в госпитале вплоть до самой его смерти в возрасте 27 лет. Из-за деформации своего тела Меррик не мог спать горизонтально (ему приходилось спать сидя), но 11 апреля, оставшись в своей комнате один, он решил заснуть, положив голову на подушку. Меррик умер от асфиксии, так как тяжёлая голова перегнула тонкую шею.

Image result for человек слон кино

В поисках информации о Меррике я наткнулась на цитату Дмитрия Быкова о своем отношении к этому фильму:

Знаете, по молодости лет, когда я был молод и глуп, я девушек проверял очень просто: когда они ко мне приходили в гости, я им показывал фильм «Человек-слон». И если им не нравилось, то ясно было, что дальнейшие отношения зайдут в тупик, потому что для меня «Человек-слон» — это эталонная картина абсолютно, с её приключениями жанра, с путешествиями из триллера в мистерию, из комедии в пародию, из гротеска в трагедию и так далее. Фильм шесть жанров меняет по ходу. Я считаю, что это великая картина! И если девушке не нравилось, то ничего не получалось. Но потом я понял, что этот критерий очень произвольный и глупый. И вообще мои вкусы почти никогда не совпадали со вкусами возлюбленных и даже ближайших друзей.

Уж полным шоком для меня было… Недавно мы с Кимом во время американских гастролей в одном прекрасном доме… А он не видел «Человека-слона». Я говорю: «Как же?! Юлий Черсанович, как вы не видели великий фильм?» И мы стали вместе смотреть. Я, кажется, в тридцатый раз его смотрел. И ему очень не понравилось. Он говорит: «Я примерно на середине понял, что это фуфло». Я говорю: «Ну, Юлий Черсанович, ничего бы у нас с вами не получилось!» И при этом у нас с ним подавляющее большинство взглядов совпадает.
Tags: жзл, кино, кино другое, линч дэвид, мое кино, стихи
Subscribe

Posts from This Journal “линч дэвид” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments