жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Два еврея, или Как я познакомилась с Модестом Мусоргским

Век живи, век учись и дураком помрешь...

Так я думала о себе, выкладывая вчера пост о садах Дюпона. Как я уже говорила, шоу фонтанов, которое мы там смотрели, проходило под музыку Мусоргского. Хорошо ли вам известна музыка Мусоргского? Можете ли узнать его произведения на слух или просто хотя бы назвать их? Я, например, к стыду своему, еще до вчерашнего дня ответила бы на все эти вопросы отрицательно. Потому что не знала его музыки, не слышала ее (а если слышала, то не знала, что это его музыка), да и вообще ничего не знала об этом великом композиторе.

И тут случилась эта поездка. Когда нам объявили, чья именно музыка будет исполняться во время шоу, я и обрадовалась, и огорчилась одновременно. Огорчилась потому, что обычно предпочитаю слушать любимую или уже знакомую музыку - она вызывает больше эмоций. В данном случае музыка была и не знакома мне, и не любима. Обрадовалась же я потому, что мне было приятно, что русскую классику так ценят и любят во всем мире. Утешала же я себя тем, что, в конце концов, это хороший шанс для меня познакомиться с творчеством Модеста Петровича.

Но во время шоу было столько эмоций и впечатлений, что музыку сложно было воспринимать отдельно от шоу - все смешалось в голове, а яркие краски фонтана, вспышки фейерверков, канонада из петард и ракет просто взрывали мозг....

По дороге домой я пыталась вспомнить звучавшую музыку - безуспешно. В ушах все еще были слышны взрывы, в глазах мелькали мириады огоньков и было понятно, что в этой безумной круговерти вызвать из памяти какую-то звучавшую мелодию мозг точно не сможет.

На следующий день, разбирая фотографии и пересматривая видео, я уже более внимательно вслушивалась в музыку. А поздно вечером, уже засыпая,  поймала себя на мысли, что в голове крутится какая-то мелодия... Что-то, видимо, зацепило! Но что?

Вчера, готовя пост об этом шоу, я еще раз прослушала все свои видео-отрывки, чтобы найти тот единственный, который запомнился.

Нашла. Вот он, тот самый отрывок, который я вчера выложила:





Познание начинается с удивления, так говорил Аристотель. Я очень часто вспоминаю эту фразу, потому что именно так у меня и происходит. Все новое и незнакомое, что меня смогло удивить (и зацепить, и запасть в душу, я бы добавила), тут же вызывает во мне интерес и желание узнать об этом больше, разобраться лучше, познакомится ближе.

И вот я уже через музыкальный поисковик ищу название этого произведения: это отрывок из цикла пьес Мусоргского под названием "Картинки с выставки". Название на слуху, но ничего конкретного не знаю об этом. Ищу дальше, какая же именно картинка мне запомнилась. Их всего десять. Начинаю слушать. В одной из них узнаю свою мелодию, которая вот уже сутки как продолжает крутиться в моей голове. Картинка эта идет под номером 6 и называется... - ого, вот это неожиданное название!!! - называется она "Два еврея"!

Ну как такое название может не удивить?! Меня оно удивило настолько, что я тут же стала искать, откуда что взялось. Я нашла часовую аудиопередачу, где музыканты подробно разбирали это произведение, объясняли, как понимать каждую картинку, рассказывали историю ее создания, немного говорили и о самом Мусоргском. Замечательная передача! После нее мне уже захотелось узнать больше и о самом композиторе, а также захотелось послушать от начала и до конца все картинки...

Вот и получается, что если вчера я не знала вообще ничего ни о Мусоргском, ни о "Картинках с выставки", то сегодня я уже могу сама многое рассказывать и о нем, и о его музыке. Обожаю такие ликбезы!


...Так вот, что же это за "картинка" такая про двух евреев?

Рассказываю. Но сначала немного интересной информации о самом композиторе и о "Картинках" в целом, которую я отобрала из вороха прочитанного и прослушенного.

Related image

Модест Петрович Мусоргский(1839 — 1881) — русский композитор, член «Могучей кучки»

(Могучая кучка - творческое содружество русских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов. В него вошли: М. Балакирев, М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков и Ц.Кюи. Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов.)

Один из величайших русских композиторов, чьё творчество повлияло на дальнейшее развитие отечественной музыки. За свою недолгую жизнь, Мусоргский создал 5 опер (4 из них не окончены), ряд симфонических сочинений, циклы вокальной и фортепианной музыки, множество романсов и хоров.

Мусоргский настойчиво воспевал в своём творчестве национальные черты, народность, глубочайший реализм, но самобытность композитора, при жизни, не была признана.

Мучительно для него было непонимание его творчества в официальной академической среде, как, например, в Мариинском театре, руководимом тогда иностранцами и сочувствующими западной оперной моде соотечественниками. Но во сто крат больнее оказалось неприятие его новаторства со стороны людей, которых он считал близкими друзьями — Балакирева, Кюи, Римского-Корсакова.

Эти переживания непризнанности и «непонятости» получили выражение в «нервной лихорадке»,  и как следствие — в пристрастии к алкоголю.

Мусоргский умер в военном госпитале в Петербурге, куда был помещён после приступа белой горячки. Там же за несколько дней до смерти Илья Репин написал единственный прижизненный портрет композитора.

Поразил меня такой факт: похоронен он был на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, но советская власть, проводя там реконструкцию, перенесла только надгробия, а все могилы закатали асфальтом, в том числе и могилу Мусоргского. На месте захоронения Модеста Петровича ныне находится автобусная остановка....

В настоящее время его оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» являются признанными шедеврами мирового музыкального театра, и ставятся в лучших театрах России и мира, а циклы фортепианной и вокальной музыки исполнялись и исполняются выдающимися музыкантами.

Related image



Картинки с выставки

Выдающееся произведение Мусоргского для фортепиано — цикл пьес «Картинки с выставки», написанный в 1874 году как музыкальные иллюстрации-эпизоды к акварелям В. А. Гартмана.

Виктор Гартман, рано умерший художник и архитектор, был другом Мусоргского, которому композитор и посвятил это призведение.

В 1874 году в Императорской академии художеств была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, — рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, итд. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий; Стасов в предисловии ко второму изданию «Картинок» в 1887 году вспоминал работы Гартмана:

… бойкие, изящные наброски живописца-жанриста, множество сцен, типов, фигур из вседневной жизни, схваченных из сферы того, что неслось и кружилось вокруго него — на улицах и в церквах, в парижских катакомбах и польских монастырях, в римских переулках и лиможских деревнях, рабочие в блузе, французские молящиеся старухи, улыбающиеся из-под ермолки евреи, милые ослики, трущиеся о дерево, чудесные дали с панорамой города…

Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику.

Выставленные работы продавались, поэтому, на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно.

Related image

При жизни композитора «Картинки» не издавались и не исполнялись, хоть и получили одобрение в среде «Могучей кучки». Опубликованы они были лишь через пять лет после смерти композитора в 1886 году, в редакции Римского-Корсакова. Поскольку последний был уверен, что ноты Мусоргского содержат ошибки и упущения, которые необходимо исправить, то эта публикация не вполне точно соответствовала авторской рукописи, в ней было определённое количество редакторского «блеска».

Признание широкой публики пришло лишь после того, как Морис Равель по той же редакции Римского-Корсакова создал в 1922 году свою известную оркестровку. С тех пор, сосуществуют две традиции фортепианного исполнения «Картинок». Среди сторонников оригинальной авторской версии — такие пианисты, как Святослав Рихтер и Владимир Ашкенази.


Приведу несколько понравившихся мне пьес.



5. Балет невылупившихся птенцов

Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета Юлия Гербера «Трильби» в постановке Петипа в Большом театре в 1871 году.

Image result for мусоргский картинки с выставки

Для ее демонстрации я взяла отрывок из мультфильма 1984 года, который так и называется "Картинки с выставки".  В него, правда, были включены только «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов» и фрагменты «Прогулки». Музыка в исполнении Святослава Рихтера.




3. Gnomusлат. — «Гном»). Играет Святослав Рихтер

На несохранившемся эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов («щелкунчик») в виде карлика на кривых ножках. Изначально неподвижная фигурка гнома у Мусоргского оживает. Динамичная пьеса передаёт изломанными ритмом и поворотами мелодии ужимки крадущегося гнома, слушатель «наблюдает», как он перебегает с места на место и замирает.




5. Быдло. Играет Денис Мацуев

Пьеса изображает, по примечанию Стасова, польскую телегу на огромных колёсах, запряжённую волами. На фоне движения повозки звучит невесёлый крестьянский напев, напоминающий польские, украинские или русские народные мелодии в миноре, — портрет возницы. В целом пьеса создаёт довольно мрачную картину: и волы, и возница, покорные судьбе, обречены заниматься своей работой до конца своих дней, безрадостная сторона жизни простого мужика показана здесь со всей ясностью.



Прогулка. Симфонический оркестр Мариинского театра. Дирижер Валерий Гергиев

Русская тема открывает композицию и она же заканчивает её. Тема из этой пьесы повторяется на протяжении цикла несколько раз. Она напоминает русские народные распевы. Всё в этой пьесе — мелодия, тональность, ритм, темп — работает на создание ощущения света, простора и душевной чистоты.




Ну и, наконец, рассказываю о двух евреях - пьесе, которая мне понравилась больше всех других и с которой началось мое близкое знакомство с Мусоргским.


6. Samuel Goldenberg und Schmuÿle (Самуэль Гольденберг и Шмуйле)

Гартман подарил Мусоргскому два своих рисунка — «Сандомирский [еврей]» и «Еврей в меховой шапке. Сандомир», сделанных Гартманом в 1868 году в Польше. Стасов вспоминал: «Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок». Эти зарисовки польских евреев и послужили прототипами пьесы.
В названии оба персонажа носят одно и то же имя, в одном случае солидно звучащее европеизированное Самуэль, с добавкой «дорогой» фамилии (нем. Goldenberg — золотая гора), в другом — простое, местечковое имя Шмуйле. Стасов при публикации изменил название пьесы на «Два польских еврея, богатый и бедный». В советских изданиях эта пьеса печаталась под названием «Два еврея, богатый и бедный».

В. А. Гартман. Еврей в меховой шапке. Сандомир
В. А. Гартман. Сандомирский <еврей>



Композитор не только объединил два портрета в один, но и заставил этих персонажей говорить между собой, раскрывая свои характеры. Речь первого из них звучит уверенно и весомо, с повелительными и нравоучительными интонациями. Дополнительно Мусоргский придал ей условно-ориентальный колорит с помощью так называемой цыганской (или венгерской) гаммы.

Речь второго, бедного еврея, звучит контрастно первому, на дребезжащих верхних нотах, его голосу приданы жалобные и просительные интонации.... Пьеса заканчивается несколькими громкими нотами в октаву (очевидно, последнее слово сказал богатый).


Сравните исполнение.


Это играет Святослав Рихтер (как я уже говорила выше, он сторонник оригинальной авторской версии)



Это - симфонический оркестр Мариинского театра. Дирижер Валерий Гергиев.



Оба исполнения хороши, но мне ближе второе, оркестровое, более мощное и богатое на оттенки. К сожалению, я не нашла, в чьем же исполнении звучала эта пьеса на шоу фонтанов в садах Дюпона, но именно то исполнение, на мой взгляд, самое лучшее и впечатляющее.


Tags: видео, еврейский вопрос, жзл, классическая музыка, мои комментарии, музыка, мусоргский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment