жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Мое кино. Серджио Леоне - Однажды в Америке (1984)

Related image


«Однажды в Америке» (Once Upon a Time in America) — гангстерский фильм Серджио Леоне, вышедший на экраны в 1984 году и частично основанный на автобиографическом произведении Гарри Грэя. История дружбы и предательства нескольких гангстеров и бутлегеров, встретившихся в начале двадцатого века в еврейском квартале Нью-Йорка и разбогатевших во времена сухого закона в США, показана через прихотливое сплетение воспоминаний, сновидений и опиумных грёз главного героя.

**********************************************

Не знаю почему, но до этого фильма у меня долго не доходили руки. Я не являюсь большим любителем гангстерского кино, где море крови и насилия, да и самосуд в обход законов меня немного напрягает, поэтому я откладывала просмотр этой картины годами. Так же в свое время я откладывала на потом фильм "Крестный отец". А когда его, наконец, посмотрела, то почему то не испытыла того восторга, который испытывает основная масса зрителей, благодаря которым этот фильм до сих пор занимает 2 строчку в списке 250 лучших фильмов по версии IMDb. Возможно, его просто надо было смотреть вовремя, а не с опозданием на много лет.

Но если "Крестный отец" спустя годы меня не зацепил, то фильм "Однажды в Америке" поразил меня сейчас гораздо больше, чем поразил бы, думаю, 20-25 лет назад. (Может еще потому, что евреи Бруклина мне гораздо ближе, чем итальянская мафия?.. ))

Картина впечатляет актерскими работами, причем юные актеры совершенно не уступали взрослым, а подбор актеров вообще заслуживает отдельных аплодисментов - создавалось реальное ощущение, что это одни и те же люди, что в детстве, что в зрелом возрасте, настолько была похожа каждая пара актеров друг на друга.

Image result for однажды в америке

Кстати, исполнительница роли юной Деборы, 14-летняя модель Дженнифер Коннелли, придает этому фильму особый шарм: она не просто необыкновенно хороша здесь, от нее единственной исходит какой-то солнечный свет и тепло.

Related image

Как органично смотрится красота в оправе из скромности и достоинства! И именно такую красоту продемонстрировала в своем дебютном фильме эта девочка. А через 16 лет она грандиозно сыграет свою самую знаменитую роль в другом фильме, который я очень и очень люблю - это "Реквием по мечте".

Что касается музыки Морриконе, то она по какой-то причине меня не особо зацепила, хотя заслужила несколько премий. А вот что абсолютно очаровало, так это то, как поразительно точно была передана атмосфера того времени, той Америки, того Нью Йорка. Казалось, что фильм этот имеет какой-то свой специфический микроклимат и даже свой запах.

Ну и поражает совершенно гениальный трюк - создать у зрителя ощущение размытой реальности, неясности, где правда, а где видения. Благодаря этой недосказанности можно бесконечно задумываться и сомневаться, было ли то или это на самом деле. Но самое интересное заключается в том, что каждый человек смотрит свой собственный фильм. Каждый видит, что хочет видеть, и верит в то, во что хочет верить. И в этом я убедилась, когда попросила нескольких человек, смотревших этот фильм, рассказать мне вкратце о том, как они его поняли. Удивительно, но каждый рассказывал свою собственную историю. И это потрясающе, конечно!

Image result for однажды в америке
(этот отель в реальности находится не в Нью Йорке, а в Венеции)


Приведу несколько фактов об этом фильме, которые мне показались интересными:


  • Последняя режиссёрская работа Серджо Леоне вышла в прокат в искажённом виде и не имела успеха ни у критиков, ни у зрителей. После восстановления первоначального хронометража и структуры картина стала рассматриваться как одно из высших достижений гангстерского жанра. «Однажды в Америке» стабильно входит в лучшую сотню фильмов по версии IMDb.


  • Для проката в США фильм был урезан до 139 минут, причём все сцены были перемонтированы компанией Алана Ладда в хронологическом порядке, что убило замысел режиссёра и рассеяло содержательно важную для фильма ауру неопределённости. В эту версию не вошли ни встреча постаревших «Лапши» и Деборы, ни гибель Макса в мусорной машине. Эмоциональная составляющая уступила место смакованию насилия. В этой версии фильм провалился в прокате и получил разгромные отзывы в прессе. «Эпическая поэма алчности и насилия была перемолота в невразумительное месиво, лишённое фактуры, атмосферы, чувства времени и всякого смысла», — прокомментировал произошедшее американский кинокритик Роджер Эберт.


  • Леоне был настолько возмущён этим урезанием, что до конца жизни отошёл от кинопроизводства. «Трагедия фильма в том, что его уничтожат в той стране, для которой он в первую очередь предназначался», — кипятился режиссёр летом 1984 года. — «Но вы знаете прокатчиков, и Ладд не худший из них. Один прокатчик с Ближнего Востока сказал, что готов купить фильм при условии, что мы вырежем все сцены с евреями!»


  • Осознание собственной вины в гибели друзей гнетёт героя Де Ниро на протяжении десятилетий — пока он не понимает, что был не предателем, а преданным, не преступником, а жертвой. Режиссёрская хитрость в том, что опиумный туман ставит под сомнение такую развязку. Как отмечает Р. Эберт, всё происходящее на экране может быть трактовано как опиумная грёза, кошмар или воспоминание. Блаженная улыбка главного героя в последнем кадре оставляет вероятность того, что во время опиумной грёзы он смоделировал такую картину будущего, которая освобождает его от груза вины за смерть лучшего друга и изнасилование той женщины, которую он любил.


  •   Серджо Леоне о сновидческой стороне фильма:

Сдав своих друзей в 1933 году, «Лапша» погиб и морально, и физически. То, что его грёза не всегда правдоподобна, меня не волнует. Для меня и реальность — сновидение. <…> Это позволяет мне, европейцу, оказаться внутри американского мифа. Пока «Лапша» мечтает о том, как бы могла сложиться его жизнь, пока он представляет себе будущее, у меня, у европейца, появляется возможность грезить американскими мифами. И это идеальное сочетание. Мы идём рука об руку: «Лапша» со своей грёзой и я со своей. Будто одна песня накладывается на другую. Для меня «Лапша» не покидает 1930-х. Всё остальное ему снится. Весь фильм — это опиумная грёза «Лапши», сквозь которую я воскрешаю призраки кино и американских мифов.
Image result for однажды в америке
Tags: америка, кино, кино голливуд, мое кино, нью йорк
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment