жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Мое кино. Карен Шахназаров - Анна Каренина (2017)


1904 год. Русско-японская война. Маньчжурия. Вместе с армией отступает госпитальный обоз. Руководство госпиталем принимает на себя, старший ординатор Сергей Каренин. Госпиталь располагается и обустраивается в полузаброшенной китайской деревне. Каренин оперирует раненного полковника. Услышав фамилию своего хирурга, полковник вздрагивает, она ему знакома. Раненого полковника зовут Алексей Кириллович Вронский. Ночью Сергей Каренин приходит в палату к Вронскому и просит рассказать ему, почему его мать, Анна Каренина, которую граф знал тридцать лет назад, бросилась под поезд. Вронский начинает рассказ…

Фильм снят по одноименному роману Л. Н. Толстого, публицистической повести «На Японской войне» и циклу «Рассказы о Японской войне» В. В. Вересаева.


*******************************************************



Ну вот! В России снимаются такие экранизации, а я и не знала об этом!  Узнала только сейчас, когда фильм уже вышел на экраны.

Если честно, то кроме экранизации с Татьяной Самойловой я не видела целиком ни одной другой. И не хочу. Особенно западные варианты. Все равно разочаруюсь. Но в этот раз у меня почему-то возникло желание посмотреть картину. Имя режиссера и его заявленный нестандартный подход обещали какую-то новизну в прочтении бессмертного романа Толстого. К тому же, узнав, кто будет сниматься в главных ролях, я была удивлена и заинтригована. Удивлена, потому что это было неожиданным для меня выбором, а заинтригована, потому что люблю этих актеров. Красавица Боярская замечательно сыграла в свое время в "Адмирале" , а красавец Матвеев, ее супруг, был очень хорош в "Бесах". Так почему бы им не сыграть Анну и Вронского?!

Однако, когда я стала читать первые отзывы, то была поражена тем шквалом негативных комментариев, которые обрушились на создателей фильма и в первую очередь на Елизавету Боярскую. Многие зрители были разочарованы и ее игрой, и ее грубоватым голосом, и ее манерами.

Я перестала читать комментарии, чтобы не быть предвзятой, и начала смотреть фильм...

Image result for анна каренина шахназаров

После просмотра первой серии я уже понимала тех комментаторов, которые негативно отзывались о Боярской. Было ощущение абсолютного непопадания в эпоху и полного провала. Собственно, это касалось не только ее. Кастинг на 90% мне показался неудачным. И Стива, и Долли, и Вронский, и Анна - все были слишком современны, слишком молоды, на мой взгляд, слишком неопытны, слишком далеки от того времени, которое играли. Где благородство, где аристократизм? Нету.

Стива - на мой взгляд, выпуклого образа не получилось вообще. Все плоско.

Долли - несчастная женщина, замученная мать семейства, обманутая жена. У Зархи ее играла Ия Саввина - и это было стопроцентное попадание! У Шахназарова ее играет Виктория Исакова - та, которая играла Марину Цветаеву и Керри в сериале "Родина"! Вы шутите?! Какая же тут слабость и зависимость?! Тут сильный характер и воля. Похлеще, чем у Карениной. С такой женщиной шутить не будешь. Это не бедная овечка Долли.

Вронский - статный мужчина с военной выправкой. Красивый, успешный. Влюбленный, к тому же. У него глаза должны гореть. В них должны  читаться любовь и страсть. Его энегрия должна бить ключем. Особенно в первой серии. Что мы видим по факту? Красивого - действительно красивого! - Максима Матвеева. Все. Больше ничего от Вронского в нем нет. Нет огня, нет энергии, нет обаяния, нет харизмы. Всего того, что было в Лановом, например. А что есть? Есть ощущение усталости, лени, безразличия. Есть одно выражение его лица - и это не только в первой серии будет заметно, а во всех восьми! И это в него влюбилась Анна?! Ради него она оставила мужа и сына?! Ради него пожертвовала репутацией?! Ради такого?! Не верю!

Каренин... После игры Гриценко экранный образ Каренина у меня сложился вполне определенный. Вот вроде бы и человек хороший, и муж любящий, и в бога верует, и жить старается по-христиански, а все равно получается отчасти отталкивающим. И мне было, в общем-то, ясно, почему Анна его так и не полюбила и в итоге ему изменила.
В образе, который блестяще создал Виталий Кищенко, появились для меня новые оттенки. (А я, к сожалению, плохо знаю этого актера, долго вспоминала, где же я его видела. Просмотрела его фильмографию - он много снимался! Но из всех его работ я видела только фильм "Метод").  В Кищенко я увидела другого Каренина, который не вызывал во мне отторжения. Наоборот! Он мне был весьма симпатичен. Даже более симпатичен, чем Вронский! Да я бы сама влюбилась в такого Каренина! А это ведь явный просчет! Тем не менее, его роль, пожалуй, была одной из немногих, попавших в десятку. С моей точки зрения, разумеется.


Анна... Ох... Ну да, да, Анна это не Боярская. Или так: Боярская - это не Анна. (Не забывайте, что я описываю сейчас свои ощущения после просмотра только одной серии!)
Сцена на балу... Самая эмоциональная, самая яркая, ведь именно там в вихре вальса они будут кружить и не сводить глаз друг с друга, будут соблазнять друг друга, увлекать, влюблять... Где все это было? Я не заметила. Была уродливая прическа Анны, ее улыбка до ушей, довольно вульгарное поведение - и более ничего. И вообще какая-то мелкая сцена получилась, дешевая. Кабаре, а не бал.
Сцена у поезда... Ночь, метель, мороз - и этот жар признания Вронского, и его страсть, и трепет Анны, ее горящие и говорящие глаза и полуулыбка... Где все это?! Здесь эта сцена была совершенно проходной и малозаметной.

Костюмы, интерьеры - вроде бы все и красиво, и богато, на первый взгляд, но при этом как-то мрачно, депрессивно, скучно. То же касается и видов Петербурга.

Image result for анна каренина 2017
(Посмотрите на это фото - где здесь страсть Вронского? Абсолютно унылое лицо. У Анны хотя бы живой интерес в лице виден)


Вторая, третья и четвертые серии мало что изменили в моем отношении к фильму и актерам. По ходу нравились мать Вронского (Татьяна Лютаева, которую я с трудом узнала), княгиня Тверская, и все тот же Кищенко-Каренин. Все.

Я уже было оставила все надежды на этот фильм, мысленно писала разгромный отзыв о нем за отсутствие чего бы то ни было, что могло хоть мало-мальски зацепить меня и порадовать, но тут случилась пятая серия. И после нее во мне все перевернулось...

И перевернулось все благодаря... именно Боярской. С Матвеевым-Вронским никаких чудес по перевоплощению так и не произошло, наоборот, мне казалось, что от серии к серии он играет все хуже и хуже. Кищенко-Каренин меня продолжал очаровывать. Но Боярская вдруг превратилась в Анну! В ту Анну, какой я себе ее представляю. В сильную, страстную, ранимую, любящую, ревнивую, эгоистичную, независимую от общества и зависимую от одного мужчины, сложную, трагическую фигуру.

Как здорово Боярская стала играть, когда дошло дело до слез, ревности и истерик!!!  Я даже грешным делом подумала о том, что, видимо, сложно играть супругам вспыхнувшую страсть между двумя незнакомыми людьми, потому и провис первый кусок фильма. А вот недовольства всякие, ссоры, выяснения отношений играть им, вероятно, куда легче. По крайней мере Лиза очень хорошо знала, как это играть. И эта сцена, где она в пылу истерики  и собственного бессилия что-либо изменить хватает первое, что попадает ей под руку - стул, порываясь швырнуть его об пол и разломать,  чтобы  выплеснуть злость и обиду хоть на стул, но одумывается и ставит его на место.  Разломанный стул все равно ничего не изменит. Сильная получилась сцена.

Еще одна любопытная деталь. В каком-то интервью с режиссером фильма "Адмирал" Андреем Кравчуком его спросили, легко ли было найти актрису на роль Анны Тимиревой, женщины, которую любил Колчак сильной и взаимной любовью. Режиссер ответил, что по воспоминаниям людей из окружения Тимиревой, она была похожа на Анну Каренину. Вот он и стал искать актрису, которая со временем могла бы сыграть героиню Толстого. Так он нашел Лизу , которая, кстати, замечательно сыграла свою роль.

И ведь действительно, прошло время, и именно она сыграла роль Карениной.  

Image result for анна каренина шахназаров
(Посмотрите на это фото - счастливая пора в их жизни, они вместе, вдвоем. На лице у Вронского скорее отвращение написано, чем любовь)


Отмечу еще два момента.

Первый - это про тот самый авторский подход к экранизации, когда в роман Толстого вплетаются чужие произведения. Я не против таких задумок и их реализаций. Было бы это осмысленно и целесообразно. В данном случае я не поняла, для чего это было нужно. Повзрослевший сын Анны и поседевший Вронский, от чьего имени ведется повествование и который должен был пролить свет на причину этой трагедии, ничего не добавили существенного к образу Анны. Хотя поседевший Вронский, вернее, Матвеев, очень даже был хорош.

Второй момент - это про отсутствие в фильме линии Левин-Кити. Многим зрителям не понравилась такая трактовка романа, поскольку обрубает половину произведения Толстого и половину его замысла. Я не отношусь к числу тех, кто ругает режиссера за эту вольность. Потому что я не вижу принципиальной разницы в судьбах этих двух пар. Если Толстой и хотел противопоставить эти пары друг другу, то я эту разницу не вижу и не понимаю. Более того. Судьба короткого, но страстного романа Анны и Вронского для меня предпочтительней, чем вялотекущая и тошная жизнь Левина и Кити. Не зря он гнал от себя мысли о смерти - их "правильный" брак тоже не сделал его счастливым, да и ее, боюсь, тоже. Да и есть ли рецепт правильного брака?..  Боюсь, что даже Толстому он был неизвестен.

Еще понравились лошади. Несущаяся карета с лошадьми. Здорово это было снято! Их бег очень уместно накалял атмосферу, создавая ощущение не просто приближения катастрофы, а еще и собственного стремления к ней. По крайней мере, мое ощущение было именно таким.

В общем, все было не так плохо. Был бы другой Вронский - было бы совсем хорошо!

Image result for анна каренина 2017

Понравилась мне нижеследующая рецензия на фильм. Показалась очень точной и вдумчивой.

Зверолов

Посмотрел сериал и после уже прочел несколько рецензий на него. Как хорошо, что не прочел их ранее просмотра, иначе, непременно не стал бы смотреть — рецензии в основном отрицательные. До чего неумный зритель пошел…

Режиссера упрекают в отступлении от буквы текста, в преломленном, сосредоточенном на «любовной линии» прочтении итд. И этим отлично выдают себя как неглубоких критиков, как буквалистов и любителей попкорна.

А ведь постановка даже излишне упрощенная. Ничего лишнего. «Анна Каренина», друзья, — это не история любви, не бунинский адюльтер и уж не современное «мыло», точно. Граф Алексей Николаевич Толстой — это писатель-моралист, имевший и соблюдавший не только кодекс поведения, но и развивший собственную религиозно-нравственную доктрину. Отчего, кстати, имел разногласия с Церковью, которая предала графа отлучению, в концов конце.

Когда читаешь или смотришь его произведения, этого положения не следует никак упускать из виду. Он харизмат, фанатик, отечественный наш протестант, едва-ли не сектант, если хотите: ведь было целое движение «толстовцев» — весьма сильное и до сих пор его идеи, ставшие нарицательным, как «толстовские», отнюдь не изжиты обществом.

А вы хотели про любовь, про разбитые сердца, про красивые постельные сцены и воркование под «солнцем влюбленных», то бишь луной? Ага, ага… Это, быть может, вы именно так и читаете и воспринимаете то что хочется, что привычно или что болит, как говорится. Но это, повторяю, не Бунин и не Чехов, это не Шолохов какой-нибудь. Толстому вообще плевать на любовь и чувства, вернее сказать, для него чувства, — лишь инструмент для выражения идеи. А идеи-то у него именно моралистические, евангельские.

И в этом смысле, Шахназаров К. Г., великолепно передал всю пошлость эгоизма героини, всю его уродливую сущность. Любить без самопожертвования, без «за други своя», без «последнюю рубашку и кафтан», без ломания себя и своих чувств об колено — это не любить вовсе, для Толстого; это равносильно ненависти. Поэтому именно Каренина в исполнении Боярской, судя опять-таки по рецензиям, многим антипатична, даже противна. И это правильно! Это именно то, чего и добивается от вас Толстой — увидеть в ней, Карениной, — мерзость, животное, поползшееся грехом отвратительное создание; исчадие ада, которую мчит демонический возница на инфернальной колеснице!

А что, разве Наташа Ростова, когда она увлеклась Анатолем Курагиным, так что забыла про честь и про совесть, про семью и про репутацию, про родных и про Бога, — разве она прекрасна в этом у Толстого? Да нет же, но так же мерзка и отвратительна или, как минимум, жалка и пошла, как и Каренина. Весь нарисованный до этого облик живой, очаровательной, наивно-восторженной девочки, весь разлетается в хлам, когда она предает, бежит… И только когда лишь она излечивается от страсти, берет себя в руки, становится вновь разумной, человечной, матерью заботливой и женой, тогда лишь возвращается к ней шарм и прелесть.

Поэтому игра Боярской великолепна. Она просто на высоте. Так играть сцены ревности, истерии и прочие девиации — значит глубоко понять героиню Толстого и замысел произведения. Для нее, Карениной, люди — уже вполне себе вещи. Она манипулирует ими как хочется, пока уродливое «эго» не разрастается настолько, что теряет всякие берега и совершенно уходит из под контроля: предала мужа, сына, потом и Вронского и дочь, и себя саму отправила под поезд. Пытаясь владеть людьми она не заметила, как потеряла власть над собой, своими эмоциями, желаниями, страстями…

Так что, Толстой — старый, добрый моралист. Не забывайте об этом.

Image result for анна каренина шахназаров

Tags: анна каренина, кино, кино русское, мое кино, мои комментарии, толстой лев, чужие комментарии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments