жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Американская история... Авраам Линкольн и евреи

Спорила сегодня с одним своим знакомым по поводу того, изгонялись ли когда-либо евреи со своих земель на территории Соединенных Штатов. Я утверждала, что такой постыдный факт был, и из-за этого евреи традиционно голосуют против республиканцев. Мой знакомый, очень хорошо знающий историю Америки, весьма эмоционально убеждал меня в том, что это невозможно, неконституционно, противозаконно, и что он вообще впервые об этом слышит.

Решив разобраться в этом вопросе, я прочитала несколько статей на эту тему и убедилась в своей правоте: да, такая страница действительно имела место в американской истории. В чем я была не права, так это в том, что евреи вряд ли так голосуют именно по этой причине: судя по всему, они поддерживали демократов еще до этих событий.

Во время чтения узнала много нового и интересного для себя. Ниже я выложила информацию, взятую из двух разных статей. Текст здесь перемешан: абзац из одной статьи может врезаться между абзацами другой, так как сами статьи по смыслу хорошо дополняют друг друга.


**********************************************************************************************

Список книг, посвященных президенту США Аврааму Линкольну, весьма внушителен и насчитывает около 16 тысяч названий. Недавно вышла еще одна работа, посвященная теме, ранее не вызывавшей особого интереса у исследователей. Труд Джонатана Сарны и Бенджамина Шапелла «Линкольн и евреи» (Lincoln and the Jews: A History), опубликованный издательством Thomas Dunne Books, рассказывает о взглядах 16-го президента США на «еврейский вопрос» и о его взаимоотношениях с отдельными евреями.

Считается, что Линкольн, в отличие от большинства его сограждан того времени, не был заражен антисемитскими предрассудками, поэтому его приход к власти называют переломным моментом в истории американских евреев. К евреям, как и к любой другой этнической или конфессиональной группе, считал президент, не следует относиться хорошо или плохо просто по факту их происхождения. Они такие же американские граждане, как и христиане, а потому имеют те же самые права и привилегии, гарантированные Конституцией. Этнический и религиозный плюрализм, считал Линкольн, является залогом успешности американской демократии.

Подобно своим предкам-пуританам, он ставил еврейскую Библию на одном уровне с Новым Заветом». Он выучил тексты Библии Короля Иакова, раньше, чем научился читать, ибо с младых ногтей слушал, как мать пела псалмы, ухаживая за домом, как читали в церкви Писание…

Можно сказать, что Авраам Линкольн был первым президентом, проводившим политику «плавильного котла». Стремясь завоевать максимально широкую популярность, он
старался добиться расположения

среди разных этнических групп населения, в том числе и среди евреев. Так, несмотря на оппозицию в своем окружении, Линкольн в 1862 году назначил раввина Джейкоба Франкеля первым официальным военным капелланом армии Федерации.

В Гражданской войне Севера и Юга принимало участие около 10 тыс. евреев. И хотя около 70 процентов из них сражались в армии северян, евреи, жившие на Юге, в основном поддержали Конфедерацию. Этот факт, а также то обстоятельство, что многие евреи Севера выступали с пацифистскими лозунгами и требовали немедленно прекратить войну, никак не повлиял на отношение 16-го президента к еврейской общине и не превратил его в антисемита.

В декабре 1862 года, в разгар войны, генерал армии северян Улисс Грант выслал с территории, занятой его войсками в Иллинойсе, еврейское население. Евреи были обвинены в том, что занимались контрабандой южного хлопка на территории северных штатов.

Еврейская община Нью-Йорка насчитывала тогда 40 тысяч человек (27 синагог, 44 благотворительных организаций), из которых многие работали в текстильном секторе, опиравшемся на хлопковые поставки с Юга, имели там друзей и родственников и вообще симпатизировали демократам. (Забегая вперед, отметим, что на президентских выборах нью-йоркские евреи голосовали против Линкольна в пропорции два к одному).

Печально известный Приказ № 11 генерала Улисса Гранта от 17 декабря 1862 был делом очень резонансным, – это самый громкий акт официального антисемитизма за всю историю страны. Данный приказ постановлял изгнать «евреев как класс» из военной зоны (департамент Теннеси), командующим которой был Грант. Формальной причиной немедленного (в 24 часа после вручения соответствующего письма!) выселения из своих домов тысяч еврейских жителей нескольких штатов была контрабанда южного хлопка. Разумеется, занимались этим не только евреи, но гнев генерала пал на понятно кого.

До поры до времени это выражалось в публичных изъявлениях недовольства, потом начали вводиться ограничения на передвижение «израэлитов», но гром грянул после того, как в гости к сыну приехал папаша Грант в компании с тремя еврейскими негоциантами, для которых он просил разрешения официально покупать хлопок у южан (на основе распоряжения президента, санкционировавшего подобные сделки с лицами, лояльными Северу). Вспыливший генерал Грант не только наотрез отказал в искомом разрешении, отправив ходоков восвояси, но и тут же издал направленный против евреев Приказ №11. Процесс изгнания уже начался, потянулись повозки с беженцами, но полетели и телеграммы в Белый Дом.

Протест возглавил житель Падуки, штат Кентукки, по имени Цезарь Каскел, который самолично совершил путешествие в Вашингтон и встретился с ничего не ведавшим о Приказе №11 Линкольном. Там между ними состоялся разговор, из которого обычно приводится следующая цитата:

«Линкольн: Итак, дети Израилевы были изгнаны из счастливой земли Ханаана?

Каскел: Да, и вот почему мы припадаем к груди Праотца Авраама, прося защиты.

Линкольн: И защиту эту они получат немедля».

Уже 4 января генерал Генри Халлек, командующий всеми федеральными силами, отправил Гранту телеграмму: «Если такой приказ был выпущен, его следует сразу отменить». Что и было сделано спустя 2 дня, как раз когда Каскел уже вернулся в Падуку. А 7 января Линкольн принял депутацию еврейских лидеров, прибывших поблагодарить его за отмену Приказа №11. Президент сказал своим гостям, что он не проводит различия между евреем и неевреем, и пообещал не допускать, чтобы любой гражданин «терпел несправедливость из-за места своего рождения или религиозной принадлежности».

«Это был первый случай организованного действия еврейского лобби, правда, в небольшом масштабе, — отмечает биограф Линкольна Гарольд Гольцер. — Конечно, это несравнимо с современными лоббистами. Но это был очень важный момент, когда евреи поняли, что у них есть президент, к которому можно апеллировать, добиваясь защиты своих прав».

Прочная дружба связывала Линкольна с еврейским бизнесменом из Иллинойса Авраамом Йонасом, который стал его политическим советником и, вероятно, первым евреем, приглашенным в Белый дом.

Авторы книги видят корни филосемитизма Линкольна в том, что он родился в семье баптистов. Приверженцы этой конфессии особое внимание уделяют изучению Ветхого завета и обычно дают своим детям древнееврейские имена. Однако, возможно, на самом деле дружелюбное отношение 16-го президента США к евреям объясняется тем, что он разделял идеалы Просвещения, рационализма и многокультурной демократии. В любом случае, Авраам Линкольн выделяется прогрессивными взглядами на фоне как своих предшественников, так и преемников, отмечает на страницах Haaretz американский историк Фред Каплан.

На протяжении многих десятилетий после смерти Линкольна различные еврейские движения (часто с противоположной идеологией) использовали его образ для пропаганды своих идей. Сионисты использовали его риторику о праве каждого народа на родину, а социалистам более импонировали слова Линкольна о равенстве.

«Через много лет после смерти Линкольна среди евреев возникла целая дискуссия о том, почему он так активно использовал в своих речах библейские образы, — отмечает исследователь истории евреев американского юга Адам Мендельсон. — Возникали даже предположения (разумеется, не имеющие ничего общего с реальностью), что он был связан с какими-то еврейскими группами или даже сам имел еврейские корни. На самом же деле, библейские образы во времена Линкольна, были одним из базовых столпов американской культуры. Используя библейские цитаты и образы, он мог легче всего добиться эмоционального отклика со стороны слушателей».

Тем не менее отношения Авраама Линкольна и американской еврейской общины не всегда были безоблачными. Среди евреев, разумеется, были сторонники разных политических взглядов, и далеко не все они безоговорочно поддерживали действия Белого дома, особенно в начале Гражданской войны, когда дела у северян шли не особенно гладко. В движении аболюционистов, требовавших отменить рабство, евреи никогда не были особенно активны. Некоторые евреи, особенно сторонники Демократической партии, заявляли о том, что войны с Югом необходимо избежать. Другие требовали вести войну только за возвращение южных штатов, не настаивая на отмене там рабства.

Многие северные бизнесмены-евреи, в особенности жители Нью-Йорка, вели дела с южными штатами. Вместе с другими предпринимателями-северянами они выступали против войны и утверждали, что Линкольн ведет войну бездарно и не обладает талантами полководца.

К чести Линкольна, он не поддержал призывы религиозных фанатиков и представителей протестантского духовенства внести поправку в Конституцию и объявить Америку «христианской нацией». Многие протестантские проповедники заявляли тогда, что победа северян в войне зависит от их приверженности христианской религии. Вероятно, если бы такая поправка была принята, евреи и представители других нехристианских конфессиий едва ли смогли бы ощутить себя полноценными американцами.

Напротив, Линкольн перестал использовать в своих речах эпитет «христианская» при описании американской нации. В своей инаугурационной речи после избрания на второй президентский срок он говорил о Б-ге вообще, что было приемлемо для приверженцев всех конфессий. И сегодня большинство американцев разделяют мнение 16-го президента о том, что ни одна конфессия не должна считаться в США господствующей, и что принципы, на основе которых функционирует государство, изложены в Декларации независимости и в Конституции.

На смерть Авраама Линкольна в старейшей американской синагоге Shearith Israel, Нью-Йорк была произнесена сефардская поминальная молитва, и это было впервые в истории иудаизма в Америке, когда в еврейском храме поминали человека, который по своей религии не был евреем.




Использовалась информация с сайтов:





http://www.jewish.ru/history/facts/2015/04/news994328601.php

http://kackad.com

Tags: америка, еврейский вопрос, история, статьи, штат теннеси
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments