жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Мое кино. Павел Лунгин - Дама Пик (2016)


Image result for дама пик лунгин

Оперная дива Софья Майер после долгих лет эмиграции возвращается в Россию. Певица намерена поставить «Пиковую даму» Чайковского на сцене, где когда-то дебютировала. Спектакль, без сомнения, станет событием сезона, а все актеры постановки проснутся знаменитыми. О славе и деньгах мечтает молодой певец оперной труппы Андрей, и «Пиковая дама» для него шанс достичь желаемого. Он готов на всё, чтобы получить роль Германна, и об этом догадывается Софья, оставившая для себя роль Графини. Оперная дива начинает жестокую игру, в которую будут вовлечены все участники спектакля.

***********************************************************************************************************

Мой комментарий:

Любопытное кино. Из тех, которые не отпускают после просмотра. Одно из немногих, которые сразу хочется пересмотреть еще раз. Не знаю, что именно в этом фильме так меня зацепило, но зацепить было чему - тут и невероятный накал страстей, и фантастическая игра Ксении Раппопорт, и восхитительный саундтрек - Чайковский и Сен-Санс, и чудесное его исполнение, и блестящая постановка оперы внутри фильма, и многое другое.

При этом и замечаний к фильму у меня собралось немало. Есть претензии и к режиссеру, и к авторам сценария, и к некоторым актерам, в частности к исполнителям ролей Лизы и Германна... Первая недоиграла, на мой взгляд, а второй переиграл... да и недостаток обаяния этих двух актеров был для меня неким камнем преткновения. И даже любимой Ксении Раппопорт, которая была центром притяжения в фильме, не хватило, по-моему, какого-то шика, что ли... Когда она играла Софью Майер, было ощущение, что "наши играют французскую жизнь", как говорила героиня моего любимого фильма "Покровские ворота". А вот когда она играла Графиню в опере - это было грандиозно! И да, мне не совсем понравилась "бандитская" сюжетная линия, хотя, возможно, она и была уместна в данном контексте. Чуть-чуть еще напрягал и тот факт, что актеры пели не сами, а только открывали рты. Это было заметно, хотя надо отдать должное всем - очевидно, что они сделали все, что могли.

В целом же все получилось вполне достойно и зрелищно. И очень музыкально! Непонятно, правда, почему (в который уже раз это наблюдаю с хорошими российскими фильмами) сборы в России оказываются такими низкими: при бюджете в 3,5 миллиона фильм зарабатывает всего 500 тысяч. А ведь он стоит того, чтобы его посмотреть.

Подробней писать не буду, лучше выложу несколько интернет-комментариев, как положительных, так и отрицательных, но близких мне по сути:

Image result for дама пик лунгин


***
История одной роли, единственного спектакля и уникальной во всех смыслах женщины, которая ворвалась в жизнь обычного актера словно вихрь. И унеся все, ради чего он жил, оставив лишь свой голос и память. Невероятно потряс момент, когда с театра снимают афишу спектакля. С огромной высоты она падает всего за секунду, оставаясь в итоге лишь скомканным листом бумаги. Как жизнь и дальнейшая судьба героя.


***
Четырехугольник из главных героев — Андрея (Иван Янковский), Софьи Майер (Ксения Раппопорт), ее племянницы (Мария Курденевич) и какого-то полукриминального олигарха (Игорь Миркурбанов) — по определению не является жесткой фигурой и не создает прочного каркаса для сценария. Актеры разной степени мастерства, они в фильме Лунгина так и не образовали ничего даже отдаленно похожего на слаженный ансамбль. Мощь и потенциал нечасто снимающегося Миркурбанова сводятся к коротким фразам усталого Мефистофеля, обитающего в пошлом псевдоантичном доме и с ленивой иронией наблюдающего за жизнью в собственном казино. Героиня Марии Курденевич, оперная Лиза по сюжету, в «Даме Пик» так и осталась актрисой ожившей декорации, поющей, сюжетно необходимой и без явно выраженного предназначения. Ксения Раппопорт — явный экстремум актерского состава ленты, сводящая в итоге на себя все внимание, представляет оперную диву в широкой гамме накрывающего ее порока и, тем не менее, холодно и четко идущая по головам ради обновленного оперного контента «Пиковой дамы», который она представляет. Главное мужское начало фильма — Иван Янковский — таковым является только номинально и старается стряхнуть нафталин с образа юного героя-любовника как будто пришедшего из немого кино, которому не хватает трагичности и безумия будущего оперного гения.

Лунгин в «Даме Пик» с успехом воплощает историю эдипова комплекса Андрея к своей матери в искусстве госпоже Майер, превращая его в триллер. Начиная от чудесного спасения из ледяной полыньи в отроческом возрасте и обретения предназначенного судьбой голоса и заканчивая предсказуемым, кажущимся любовным, треугольником, по-матерински заботливо выстраиваемым Софьей. Для Андрея дива-режиссер становится и эмоциональным манипулятором, и любовницей, и тем странным фатумом, который подсказывает и подталкивает Андрея на полное вживание в роль Германна.

При всей театральности и гипертрофированной предсказуемости волшебного голоса Андрея (ну чем не Карузо, однако), разбивающего силой голоса лампочки и саму Луну, и сакральности холодного расчета Софьи как режиссеру Лунгину не удается сделать в «Даме Пик» главного — четко расставить акценты на действующих лицах и выделить кого-то, на чьей стороне будет зритель сердцем.

Image result for дама пик лунгин


***
Видимо, главной своей режиссерской задачей Лунгин ставил взаимопроникновение искусства и жизни, моральную беспринципность некоторых художников, которые ради эстетического результата переступают этические нормы. Но поставил он, как и Герман, не на ту карту: одним из основных просчетов картины стала деревянная игра Ивана Янковского, исполняющего роль с одним и тем же выражением лица, гоповатыми интонациями и наглыми глазами, в нем нет ничего от утонченного аристократизма Германа, нищего интеллектуала, мечтающего занять место в обществе.

Пушкин писал свою трагическую новеллу о поединке с судьбой, о невозможности ее преодолеть, о мистике совпадений, невозможности стать тем, кем ты не являешься. Чайковский (особенно в ариях Германа и графини) смог расшифровать этот загадочный рассказ как историю предательства, разрушения личности из-за карьерных соображений. Лунгин снял же фарс о том, как искусство вторгается в жизнь и переделывает ее по своим меркам.
Надо признать, что единственные сильные сцены в картине — эпизоды премьеры оперы, в которых визуальная и акустическая эффектность заставляет забыть об одномерности фильма, его эксплуатационном характере, паразитизме на Пушкине и Чайковском.
В фильме есть лишь один козырь — Ксения Раппопорт, чья игра наполняет смыслом обрушивающееся драматургическое здание «Дамы Пик».



***
«Что наша жизнь? Игра!» Для нашего героя игра на сцене и игра в жизни слились воедино. Где он, Андрей, и где Герман? Все в нем, так жаждущем играть. Он и играет — со своей и чужой жизнью, не разбирая, где жизнь, а где театр. Концовка, увы, тоже «триллерная». К сожалению, криминальщины в фильме больше, отчего выходит затянуто и слегка занудно. И, думаю, фильм выиграл бы от большей динамики и меньшего хронометража общения героя с его криминальными знакомыми.

Но, повторюсь, сцена эпизода из премьерного спектакля, декорации, сценография настолько эффектны, что невольно ловишь себя на мысли: а хорошо бы посмотреть «Пиковую даму» в постановке Софьи Майер.



https://www.kinopoisk.ru/film/667974/

Tags: кино, кино русское, мое кино, мои комментарии, опера, чужие комментарии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments