жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Мое кино. Юрий Быков - Майор (2013)



Image result for юрий быков майор


Разбуженный ранним звонком майор полиции Сергей Соболев мчится в роддом к лежащей на сохранении жене. На скользкой зимней дороге он насмерть сбивает семилетнего мальчика на глазах у несчастной матери. Майор понимает, что виноват, но велик соблазн оправдаться, используя служебное положение и связи. Сам того не желая, он запускает целую череду смертей. Чтобы ее остановить, Соболеву придется пойти против воспитавшей его системы.

*************************************************************************************************

Мой комментарий:


С интересом и удовольствием слежу за творчеством Юрия Быкова. Пока все, что смотрела, находит отклик в моей душе и вызывает массу эмоций. И "Метод", и "Дурак", и вот теперь "Майор". "Метод" стоит особняком, а вот последние два фильма в чем-то похожи между собой: один человек пытается восстать против системы. Увы, ничего не получается ни там, ни там. Но за попытку спасибо, как пел Караченцов в "Юноне".

Однако эта тема борьбы одиночек за справедливость ( в случае с "Майором" герой это делает поздновато, конечно) мне очень близка, а потому воспринимаю я все происходящее весьма болезненно и остро, переживая вместе с героями и болея за них. Конечно, Быков слегка (а может и не слегка) утрирует, фантазирует, драматизирует ситуацию, доводит ее до абсурда, теряя чувство меры и реальности. Если бы жизнь в России и правда была бы сейчас такова, с таким количеством беспредела, то тогда ничего не оставалось бы, как просто застрелиться. Или эмигрировать. Потому что так жить нельзя: от увиденного становится беспросветно плохо...

Тем не менее, все его фильмы остросоциальны, актуальны, интересны, талантливы и в целом замечательны.

Хочется отдать должное многогранному таланту Быкова: в этом фильме он и режиссер, и автор сценария, и монтажер, и исполнитель самой харизматичной роли, и... композитор!!! Воистину талантливый человек талантлив во всем!

Чтобы не повторяться, не буду писать о своем понимании этого фильма, о его смысле и идее - а выложу лучше несколько близких мне по духу комментариев и рецензий на этот фильм.


Понравившиеся мне интернет-комментарии:


***
Идея Быкова о феодальном менталитете нашего народа ("А ты своего мужа бы сдала?")мне близка, но всё-таки такие страшные последствия, когда голова кружится от неограниченной власти, а на этом строится вся система нашего государства сверху донизу, Кремль показывает пример (все резонансные суды последнего времени), и проснувшаяся совесть у них - несбыточная мечта. Поэтому позитивное в фильме так малоубедительно. А их мораль распространяется вниз, развращая остальных, поэтому так страшно жить. Режиссёр выхода из этого ужаса предложить не может, как и никто другой.


http://www.megacritic.ru/film/2342.html




***
Майор милиции Сергей Соболев (Шведов) ранним утром по пути в роддом сбивает насмерть семилетнего паренька на глазах у собственном матери (Низина). Разумеется, он делает всё, что в его силах, чтобы избежать наказания, тем более что его высокопоставленный начальник (Невзоров) даёт недвусмысленный приказ любыми средствами замять это дело. И вот уже друг и коллега Соболева Паша (Быков) выбивает из несчастных родителей оправдательные показания, не зная о том, сколько бед за собой повлечёт это привычное, казалось бы, дело…


Досматривая фильм «Майор», в голове я уже прикидывал что именно мне хочется похвалить в этой картине: разумеется, мощнейший сценарий, отличную постановку, мастерство актёра, сыгравшего самую сильную роль в фильме — милиционера-отморозка Павла, а также отличное музыкальное сопровождение ключевых сцен этой ленты. И когда я в шоке (как это всегда бывает после хороших, но тяжёлых фильмов) смотрел заключительные титры, я с удивлением узнал, что всё это сделал один человек — Юрий Быков. Он и режиссёр, и сценарист, и композитор и актёр. Феноменальный, многосторонний талант.

«Майор» из тех фильмов, которые дают зрителю мощнейший заряд отрицательных эмоций. Многие такое кино не любят и не воспринимают, считая, что плохого в жизни и так хватает, чтобы ещё смотреть его в кинотеатре или на экране телевизора. Я же уверен, что картины типа «Забавных игр» Ханеке, немецкого «Эксперимента», Балабановского «Брата» нужны и важны для общества — «а чтоб не расслаблялись».

Самое страшное в этом фильме даже не то, как показан милицейский быт (хотя сцена сквозного прохода сквозь участок заставила вибрировать каждый нерв моего тела), и не то, с какой циничностью и с каким чувством собственной безнаказанности господа полицейские принимают столь жестокие решения, а то, что порой их поступки и действия начинают казаться не то чтобы оправданными, но, как минимум, логичными.

И вот уже на вполне уместный и точный вопрос матери несчастного ребёнка: «Как вас, таких уродов, земля носит?», от одного из «оборотней в погонах» следует столь же уместный и логичный ответ: «Также как и тебя. Сбей твой муж ребёнка на улице, ты бы его повела в милицию?». Промолчала мать. И я промолчал. Беда не в том, что они это делают, а в том, что они МОГУТ это делать. Человек слаб, и весь его лоск и тончайший слой морали слетает в момент, стоит только случиться какому-то несчастью. А отсутствие внятного контроля влечёт за собой вседозволенность. Просто так устроен мир.

Одним словом, фильм «Майор» — это не развлечение, это серьёзное и очень актуальное кино. Сильное, хлёсткое, даже жестокое. На мой взгляд, это лучший российский фильм в 2013 году. Лучше «Географа», лучше «Легенды N 17», лучше «Игры в правду». С этого дня я буду очень внимательно следить за дальнейшим творческим путём новой звезды отечественного кинематографа — Юрием Быковым. Чего и вам советую.


https://www.kinopoisk.ru/film/675498/




Рецензия

Фильм «Майор» как торжество круговой поруки


О новом фильме Юрия Быкова написано уже достаточно, и оценки разнятся от уничижительных до восторженных.

По дороге в роддом начальник РУВД (Денис Шведов) насмерть сбивает ребенка. Придя в себя, майор делает то, что привыкли делать в таких ситуациях люди в погонах: звонит своим. Свои приезжают и аккуратно заметают следы. Это только кажется, что у майора есть какой-то там выбор. Его преступление ляжет пятном на все управление, что совсем некстати накануне выборов в районную администрацию. Короче, приказывает полковник РУВД, мать ребенка надо ломать. Надо заставить ее подписать «правильные» показания.

Вместо общечеловеческой морали — корпоративная круговая порука. Вместо закона — принцип «свой — чужой». Своих надо защищать, чужих мочить. Лучше всех этот принцип понимает Паша Коршунов, штатный ментовской чистильщик и решатель (Юрий Быков). Он делает свою работу нехотя, без удовольствия — потому что надо. Отработанную до мелочей схему портит виновник ДТП, у которого неожиданно пробудилась совесть: майор захотел пострадать.

Юрий Быков виртуоз жанра, изумительно управляющий зрительским вниманием и точно знающий каждую секунду экранного времени: с кем ты сейчас, на чьей стороне, свой ты или чужой, как знает о том, где находится заветный шарик сам наперсточник. В «Майоре» нет героев, а все персонажи — подставные участники шулерской аферы, главным и единственным невольным участником оказывается зритель.

Так было в «Жить», где Быков гонял зрителей по полям, заставляя примерять на себе шкуру то охотника, то жертвы попеременно только лишь затем, чтобы доказать растерявшемуся зрителю одну нелицеприятную истину: «все мы гниды, все жить хотим». Так и в «Майоре»: тот, кто секунду назад казался героем, вдруг превращается в животное, а тот, кто по всем приметам упырь обнаруживает человеческие черты. А между ними мечется зритель, безрезультатно пытаясь обнаружить среди множества правд единственно верную истину.

Бывалый профи знает, когда надо свернуть игру в перевертыши, утешить зрителя спасительным хэппи-эндом и подарить надежду. Азартный Быков идет ва-банк, ломает своему герою хребет и аккуратно подсовывает оглушенному зрителю чистосердечное признание в соучастии, написанное собственной рукой.

Обвинительный акт составлен по всем правилам: в «Майоре» нет правых — виновны все. И преступник, и тот, кто его отмазал, и даже тот, кто пострадал. Потому что поменяйся преступник и жертва местами со зрителем, результат был бы тем же.

«Майор» — о том, что общинно-корпоративное «свой — чужой» для нас гораздо понятнее абстрактной общечеловеческой морали. Это принцип, по которому живем мы все — мы, те, что в погонах, в костюмах и библиотеках. Можно до хрипоты спорить о позиции автора, но нельзя не признать, что сделано это талантливо и убедительно.


http://izvestia.ru/news/554768#ixzz4Vr6ROFHq
Tags: кино, кино русское, мои комментарии, россия, чужие комментарии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments