жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Мое кино. Стивен Найт - Лок ( Locke, 2013). Великобритания, США

Image result for лок кино найт


Иван Лок примерный семьянин и успешный руководитель строительства. Завтрашний день — один из важнейших в его жизни, его ждет карьерный рост. Но вечером раздается телефонный звонок, который перевернет его жизнь с ног на голову.

Фильм был снят за 5 ночей с использованием трёх камер.

**************************************************************************************************************

Мой комментарий:

Как я уже писала ранее, о существовании этого фильма я узнала, читая комментарии зрителей к российскому фильму "Коллектор". В общем-то, "Коллектор" - это вторичный продукт именно этого фильма. Бесспорно, оригинал получился гораздо более философским, осмысленным, наполненным,  очень показательно демонстрирующим тот факт, что не всегда в жизни получается сделать все правильно, и чувство ответственности может реально разрывать человека на части.

Еще благодаря комментариям, но уже к этому фильму, я узнала о философе Джоне Локке. Некоторые зрители и критики высказали версию, что именно в честь него режиссер фильма назвал своего героя Айваном Локом. Мне эта версия понравилась, и я решила почитать более подробно о философских взглядах Локка. Ему я посвящу отдельный пост.


В общем, очень хорошее кино. Есть, о чем поразмышлять.

Добавлю еще несколько комментариев критиков и зрителей.


**************************************************************************************************************


Водителя машины совсем не случайно назвали Айваном Локом; как и философ Джон Локк, поставивший во главу угла разум и опыт, он трактует человеческую жизнь эмпирически. Ее нужно прожить, чтобы понять, что чего стоит.
Фильм начинается как производственная драма – за час с небольшим в машине мы узнаем все о заливке высокопрочного бетона. Но на наших глазах превращается в высокую трагедию человека, разрывающегося даже не между долгом и чувством, а между одним долгом и долгом другим.

Василий Степанов

Айван Лок — обычный человек: инженер, сотрудник строительной корпорации, примерный семьянин, который этим самым вечером должен был отправиться домой, смотреть с женой и сыном футбольный матч. Внезапно оказалось, что женщина, с которой Лок переспал однажды, беременна от него и вот-вот родит. Она одинока, рассчитывать ей не на кого, кроме Лока. Весь фильм он едет по шоссе в Лондон, к ней, пытаясь раздать все долги и решить дела по телефону. Он теряет работу, расстается с женой, но не сворачивает с дороги и не изменяет ни на секунду единственному качеству, которым гордится: честности. Второй главный герой здесь — зеркало заднего вида, то самое «зеркало для героя», перед которым Лок отказывается врать. Именно это — способность сказать правду и взять на себя ответственность — делает, как выясняется, человека героем.

И Стивен Найт, и Том Харди осознали это, испытали на себе и сумели доказать зрителю. Именно поэтому полтора часа «Лока» проходят так быстро: минималистский фильм — один из самых увлекательных в этом году.

Антон Долин




***

«Неважно, насколько дело дрянь. Ты можешь все исправить» — главный жизненный принцип героя Тома Харди.

Весь фильм просто спотыкаешься о задумки сценариста. Одним из примеров является сопоставление Айвэна Лока с игроком в футбольной команде Колдивллом, которого Айвэн всегда называл ослом. Ближе к финалу этот осел вытворяет на поле такое, что очень похоже на ситуацию с героем Тома Харди. Имеется ввиду достигает поставленной цели.





***

Тьма кинозала, тьма дороги. Но даже в самую чёрную ночь транспортные артерии освещаются огнями – множеством фонарей и фар. За каждым комплектом фар – отдельный замкнутый мирок с водителем, его мыслями, целями, переживаниями. Заглянем в салон во-о-он того сдержанно-основательного авто.

Там сидит такой же сдержанно-основательный рулевой: Айван Лок – надёжный прораб, любящий семьянин, его репутация основана на ответственности и честности. «Мужик сказал – мужик сделал» – в его случае это не пустой звук, а фактически кредо. Весь фильм Лок проводит в дороге, оставаясь единственным показанным героем. Что, пока описание не тянет на увлекательный сюжет? Однако режиссёру-сценаристу Стивену Найту и исполняющему роль титульного персонажа Тому Харди удалось замесить крепкий кинематографический раствор, который быстро схватывает и прочно удерживает зрительское внимание. Телефон Лока разрывается от звонков, да и самого героя рвут на части: шеф требует, чтобы он доделывал многомиллионный проект – завтра утром должна состояться крупнейшая в Европе (не считая ядерных и военных объектов) заливка фундамента; жена с двумя юными сыновьями ждут, что он приедет домой и они вместе посмотрят футбольный матч, надев болельщицкие майки и жуя хот-доги. А Лок не остался на стройке и не поехал домой – он отправился к женщине, которая прямо сейчас, на два месяца раньше срока, рожает его ребёнка.

По сути, они друг другу никто. Бетан – сорокатрёхлетняя не блещущая красотой духовно богатая дева, она увлекается культурой (шутит насчёт пьесы «В ожидании Годо» – но работяга Лок не улавливает каламбура), она серьёзная, правильная и очень-очень одинокая – нет ни родни, ни друзей, и некому приехать в роддом, кроме чужого мужа, с которым она провела одну-единственную ночь. Лок честно говорит ей, что совсем её не знает и потому неспособен ни ненавидеть её, ни любить. Но Бетан ждёт ребёнка как свою последнюю надежду на счастье и ждёт Лока.

Казалось бы: можно приехать попозже, или притвориться перед начальством больным, или вовсе проигнорировать случайную любовницу с незапланированным отпрыском. Не рисковать работой и семейным счастьем. Тем не менее, Айван Лок делает выбор между лёгким и правильным – и отправляется в путь.

В последнее время экран заполонили супергерои, супершпионы и прочие суперы, поигрывающие лоснящимися бицепсами, палящие из небывалого оружия, рядящиеся в спецкостюмы, спасающие миры или, как минимум, очередной американский мегаполис. Однако мужчину делают мужчиной не маска, гаджеты или испускание чего-либо необычного из какого-нибудь неординарного места. И даже не то, благодаря чему появляются дети. Айван Лок вызывает симпатию не масштабом своих ошибок и проблем (и те, и другие довольно обыденны), не титаническими подвигами (он лишь делает то, что считает верным), а внутренним стержнем. Ему трудно, он цепляется за составленный список и поступает «от противного» по сравнению с собственным отцом, у него трещит хребет под грузом разрастающихся бед, но он не опускает руки.

Бывают такие дни, когда неудачник-футболист, которого сам Лок вечно обзывал «ослом», внезапно для всех становится триумфатором матча. От него ожидали, что он сломается на ком-то из защитников, или отдаст пас сокоманднику, или промажет – а он выполняет всё от начала до конца и побеждает.

Бывают такие дни, когда успешный управленец с налаженной жизнью тоже берётся сделать всё сам от и до. Однако его наоборот преследуют неудачи, словно перед его автомобилем пробежала целая стая чёрных кошек, на ходу разбивая зеркала и погромыхивая пустыми вёдрами. Легко продолжать дело, в котором ты преуспеваешь и находишь поддержку. Трудно не сдаться, когда всё против тебя.

Впрочем, с испытаниями Лока связаны не только производственная и семейная драма, но и ряд уморительных моментов. Тут стоит поблагодарить как Тома Харди, так и Эндрю Скотта, озвучивающего Донала – нервного и неподготовленного заместителя, которого Лок заставил встать у руля проекта. Последний вечер, люди расходятся по домам, завтра с пяти утра на стройку потянутся свыше двухсот бетономешалок, везущих 350 тонн цементного раствора, в каждой из них должен содержаться раствор Ц6 (и никакой иной!), дороги на пути их следования должны быть перекрыты, опоры обязаны быть подготовлены… И, как это часто случается в самые ответственные моменты, всё идёт наперекосяк.
Контрол-фрик Лок спокойным, сдержанным голосом успокаивает двух женщин, сыновей, гневного начальника, незадачливого подчинённого. Договаривается с офицером полиции и служащим администрации. Старается уладить дела и убедить всех, что всё будет хорошо. А когда никто не слышит – матерится и поминает ненавистного покойного отца.

Удивительно, какое воздействие на ребёнка оказывают родители. Даже если отсутствуют. Ведь отсутствие – это тоже воздействие… Отец Лока сбежал до его рождения, а вернулся, потрёпанный и никудышный, когда сыну было уже двадцать три года. Лок вылепил себя антиподом отца и дал слово, что, в отличие от него, обязательно доедет туда, где его кто-то ждёт.

Означенная принципиальность всеохватна. Она фундамент Лока. Почему он не сказался больным? Потому что не болен. Почему не послал к чёрту работу, несмотря на конфликт с начальником, значащимся в его телефонной книжке как «Сволочь»? Потому что взял на себя обязательства по проекту. Почему не отбрехался от Бетан и жены? Потому что, как сам Лок говорит, это его решение и он его принял. И выбора больше нет.

Многие при виде фамилии протагониста сравнивают его с философом-эмпириком Джоном Локком. Однако интереснее остановиться на его имени – Ivan – нетипичном для британца. Оно созвучно термину iwan (то бишь айван), в архитектуре обозначающему сводчатое помещение, обнесённое стеной с трёх сторон и открытое с четвёртой стороны. А что? Похоже: жена Катрина, подчинённый Долан и шеф Гарэт с трёх сторон, а Бетан – с четвёртой.

Связь между Локом и его профессией вообще тесна. Он оставляет на полу строительную пыль и затвердевающие следы цемента. Наизусть помнит не стихотворения, а метражи, этажность, промышленные рецепты. Среди его знакомых не театралы, а гастарбайтеры. Он не Железный Человек, а железобетонный, однако это не мешает ему проявлять мужество – почти никем не замеченное и не оценённое, хотя оттого не менее важное.

Дебютный фильм режиссёра Стивена Найта – «Эффект колибри» с Джейсоном Стэтхэмом в главной роли – вышел в прокат год назад и был встречен прохладно. Второй фильм – «Лок» – принят зрителями и критиками с энтузиазмом. Да, он показывает лишь полтора часа из жизни одного человека. Но этого достаточно, когда человек настоящий.

Юлия Лялина

Tags: кино, кино голливуд, кино другое, мое кино, мои комментарии, философия, чужие комментарии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments