жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Мое кино. Жан-Поль Лилиенфельд - Последний урок (Skirt Day - День Юбки), Франция-Бельгия, 2008



Image result for последний урок


Обычная школьная учительница находится на грани нервного срыва из-за постоянных угроз и издевательств своих учеников — детей из неблагополучных семей. Руководство бездействует, предпочитая игнорировать тревожные признаки назревающей трагедии. Во время очередного урока, в ходе потасовки с главарём школьной банды, она завладевает настоящим пистолетом. Раздаются выстрелы. Испуганные подростки оказываются в заложниках у собственной учительницы.

Сложившуюся ситуацию уже никто не в состоянии контролировать. Снаружи — готовая к захвату опергруппа, внутри — притихшие, но озлобленные дети, вынужденные учить Мольера под дулом револьвера в руках одинокой и растерянной женщины. Трагическая развязка близка. Но пока ещё есть время, они вместе пробуют разобраться, откуда у этих ребят накопилось столько злобы и ненависти к окружающему миру.


*****************************************************************************************************

Мой комментарий:

После просмотра российской картины "Училка", о которой я писала в предыдущем посте, я решила посмотреть и ее первоисточник - французскую драму "Последний урок", а потом их сравнить.

Итак, в чем же главное отличие этих двух фильмов и какой из них более реалистичен и продуман?
На мой взгляд, без сомнения, это французский фильм. И вот почему.

Если российской версии был свойственен невероятный переизбыток пафоса, лже-патриотизма, натужного и ненужного драматизма, плохих актерских работ, сценарных нестыковок, немотивированных действий героев, а также балагана, фарса, неуместной комичности и всего прочего, что в совокупности не позволило этой картине стать по-настоящему знаковой и актуальной, то французский фильм выглядит на этом фоне совершенно по-другому и оттого граздо более выиграшней.

Что же сделало "Последний урок" более жизненным и понятным зрителю? Выделю три главных, с моей точки зрения, момента.


Image result for последний урок

Прежде всего - особенности самой школы. Это - изнанка роскошной туристической Франции, ее задний двор, ее больная мозоль. Это не обычная благополучная школа - это школа для сложных детей из неблагополучных семей эмигрантов. А это значит -  другая культура, другой менталитет, другая религия, другое воспитание (или его отсутствие), другие ценности...  И именно поэтому у этих детей очень много проблем.
В классе есть и хулиганы, которые не знают другого языка, кроме языка силы или оружия, в классе есть и их жертвы, подвергающиеся как сексуальному или физическому насилию, так и вербальному - оскорблениям, унижениям, шантажу. Преподавать в этой среде - это совсем не то, что в средней московской школе, и поэтому поведение подростков, как и злость и бессилие учительницы, здесь вполне оправданы, тем более, что руководство школы больше печется о своем рейтинге, чем о реальном изменении ситуации. Да и не всесильна школа в таких случаях...

Второй момент - это отношение учителей к своим ученикам. Если Училка смотрит на детей свысока, называя их то недоумками, то бездарями,  пытаясь насильно впихнуть в них разумное, доброе и вечное, то мадам Бежерак вполне уважительно относится к ученикам и очень грамотно аргументирует: да, я знаю, что вам всем пришлось нелегко в прошлой жизни, да, эмиграция, избавив вас от одних проблем, добавила вам другие сложности, но если вы хотите вырваться из этого гетто, если вы хотите жить лучше, чем жили ваши родители, если вы хотите как-то реализовать себя и стать полноценными гражданами, то вам надо учиться, так как это единственный путь для достижения этих целей.

Третье: это актуальность и важность поднятых вопросов. Здесь и проблемы расизма, антисемитизма, исламизма, межнациональных отношений, и проблема феминизма, доходящего до абсурда, и проблема насилия, эмиграции, неблагополучных семей, проблема самих школ и системы образования... Масса вопросов, которые поднимают создатели фильма и которые должны побуждать зрителя думать и искать на них ответ.

Image result for последний урок

То есть, во французском фильме сложные взаимоотношения учеников между собой и между учителем изначально логически оправданы, так как эти дети, вероятно, не так давно получили возможность жить и учиться в новой и незнакомой для них среде, они еще не успели измениться, еще ко многому хорошему не приучены, а от чего-то плохого не отучены, да и понятия, что хорошо, а что плохо, у них  разнятся ... Это и порождает конфликт.

А вот что внезапно случилось с учениками в российском фильме, которые и живут в своей стране, и растут в благополучных семьях, 11 лет учатся в этой школе и должны были за это время накопить уже какой-то необходимый багаж и знаний, и норм поведения, не понятно. И если этого не случилось за 11 школьных лет, то чья же в этом вина? Только ли учеников? И уместно ли обвинять одних учеников в незрелости, когда их окружают такие же незрелые и инфантильные директор школы, завуч, журналист, полковник спецназа, а учительница вообще живет в каком-то своем придуманном мире и об уважительном отношении к другим знает только в теории?

Да, я согласна, что и у российских школьников, как и у любых других, есть свои проблемы и сложности, но в этом фильме неверно указан источник этих проблем, да и сами проблемы не озвучены. Телефоны и компьютерные игрушки сами по себе - не зло. И выбросив их через окно, проблему не решить. Это все равно, что отрезать голову, когда она болит... Не там и не то ищете... Не те ставите вопросы. Потому и ответа не находите. Потому и фильм не получился.

Tags: кино, кино другое, мое кино, мои комментарии, религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments