жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Мои книги. Иван Тургенев - Вешние воды


Люблю, люблю это произведение Тургенева, наверное, больше всех других его произведений. Есть что-то невероятно привлекательное в этой легкой и грустной повести о несбывшейся любви...


Сюжет вкратце таков:

Молодой путешественник Дмитрий Санин, находясь во Франкфурте, влюбляется в итальянскую девушку Джемму, дочь хозяйки кофейни. Джемма отвечает Санину взаимностью и молодые люди решают вступить в брак. Но для свадьбы нужны деньги, и Санин решает продать свое небольшое имение.

Покупателем становится жена его старинного друга Мария Николаевна Полозова. Однако во время их непродолжительного общения Санин пленяется красотой Марии Николаевны… Забыты клятвы, данные Джемме, разбито искреннее чувство любви.


Очень понравился мне один комментарий, найденный на одном из книжных сайтов:

"Порыв:"А не почитать ли на сон грядущий Тургенева?" - не обещал сюрпризов. Небольшой объем, "перволюбовный" сюжет, хороший язык, приятные персонажи - ну вот что еще нужно для полусонного расслабленного чтения в пятницу вечером?.. И "Вешние воды" честно оправдывали возложенные на них надежды. Пейзажные красоты, душевные порывы, прекрасная дева Джемма, чистота первых чувств, немного комизма, еще меньше драматизма - все предсказуемо мило и мило предсказуемо. Предсказуемо, предсказуемо, зевок, предсказуемо. Вот тебе, читатель, объяснение, вот светлые слезы, вот трепетные клятвы, и тут...

И тут в повести случается Марья Николаевна и переворачивает все. Какой все-таки замечательный женский образ остался в стороне от магистральной линии школьной программы! Броская, умная, независимая, свободолюбивая, самостоятельная, практичная, в меру рассудительная, а в другую меру - порывистая. Да, не слишком высокоморальная, эгоистичная, расчетливая, в представлении лирического героя - не чуждая коварству. Зато человек, яркий живой характер, еще не то, чтобы прям ужас какая женщина-вамп, но уже точно не статичный гений чистой красоты. Спасибо Ивану Сергеевичу за эти страницы, пропитанные восхищением, которое замешано на изумлении и толике горечи. Они великолепны. И сделали чтение "Вешних вод" совсем иным удовольствием, чем мне наивно представлялось сначала."


*****


По мотивам этой повести режиссер Е. Герасимов снял в 1989 году картину под названием "Поездка в Висбаден". Замечательно играют актеры! Бесподобный Зиновий Гердт, молодой и привлекательный Сергей Жигунов, и невероятно обольстительная Наталья Лапина украсили собой этот фильм! Авторы сценария - Иван Тургенев и Алексей Баталов.

Вот что говорил режиссер Евгений Герасимов:

«Идея экранизировать «Вешние воды» возникла у меня давно. Это одно из самых моих любимых произведений. Несколько лет назад я впервые познакомился, со сценарием Алексея Баталова, однако только теперь почувствовал в себе уверенность, что готов к работе с таким материалом.

Борис Пастернак в «Замечаниях к переводам из Шекспира» писал: «В ряду чувств любовь занимает место притворно смирившейся космической стихии. Любовь так же проста и безусловна, как сознание и смерть, азот и уран. Это не состояние души, а первооснова мира... Самое высшее, о чем может мечтать искусство,— это подслушать ее собственный голос, ее всегда новый, необыкновенный язык». Думаю, эти слова — исчерпывающий ответ на вопрос, чем привлекает меня повесть Тургенева."

Цитаты из книги:




***

Чуть не бегом возвратился Санин в свою квартиру. Он чувствовал, он сознавал, что только там, только наедине с самим собою, ему выяснится наконец, что с ним, что с ним такое? И действительно: не успел он войти в свою комнату, не успел сесть перед письменным столом, как, облокотясь об этот самый стол обеими руками и прижав обе ладони к лицу, -- он горестно и глухо воскликнул: "Я ее люблю, люблю безумно!" -- и весь внутренно зарделся, как уголь, с которого внезапно сдули наросший слой мертвого пепла. Мгновение... и уже он не в силах был понять, как он мог сидеть рядом с нею... с нею! -- и разговаривать с нею, и не чувствовать, что он обожает самый край ее одежды, что он готов, как выражаются молодые люди, "умереть у ее ног".

***

Первая любовь — та же революция: однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновение, молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя — и что бы там впереди ее ни ждало — смерть или новая жизнь — всему она шлет свой восторженный привет!

***

А будь он не в таком исключительном душевном состоянии, он бы, вероятно, иначе выразился: Мария Николаевна Полозова, урожденная Колышкина, была очень замечательная особа. И не то, чтобы она была отъявленная красавица: в ней даже довольно явственно сказывались следы ее плебейского происхождения. Лоб у ней был низкий, нос несколько мясистый и вздернутый;ни тонкостью кожи, ни изяществом рук и ног она похвалиться не могла -- но что все это значило? Не перед "святыней красоты, говоря словами Пушкина, остановился бы всякий, кто бы встретился с нею, но перед обаянием мощного, не то русского, не то цыганского цветущего женского тела... и не невольно остановился бы он!

Но образ Джеммы охранял Санина, как та тройная броня, о которой поют стихотворцы.

Минут десять спустя Марья Николаевна появилась опять в сопрождении своего супруга. Она подошла к Санину... а походка у ней была такая, что иные чудаки в те, увы!уже далекие времена-от одной этой походки с ума сходили."Эта женщина, когда идет к тебе, точно все счастье твоей жизни тебе навстречу несет", -- говаривал один из них. Она подошла к Санину -- и, протянув ему руку, промолвила своим ласковым и как бы сдержанным голосом по-русски:"Вы меня дождетесь, не правда? Я вернусь скоро".

***

Хотите знать, что я больше всего люблю?

-- Свободу, -- подсказал Санин.

Марья Николаевна положила руку на его руку.

-- Да, Дмитрий Павлович, -- промолвила она, и голос ее прозвучал чем-то особенным, какой-то несомненной искренностью и важностью, -- свободу, больше всего и прежде всего. И не думайте, чтоб я этим хвасталась -- в этом нет ничего похвального, -- только оно так, и всегда было и будет так для меня, до самой смерти моей. Я в детстве, должно быть, уж очень много насмотрелась рабства и натерпелась от него. Ну, и monsieur Gaston, мой учитель, глаза мне открыл. Теперь вы, может быть, понимаете, почему я вышла за Ипполита Сидорыча; с ним я свободна, совершенно свободна, как воздух, как ветер... И это я знала перед свадьбой, я знала, что с ним я буду вольный казак!



***

Вернувшись к себе в комнату, Санин нашел на столе письмо от Джеммы . Он мгновенно... испугался -- и тотчас же обрадовался, чтобы поскорей замаскировать перед самим собою свой испуг. Оно состояло из нескольких строк. Она радовалась благополучному "началу дела", советовала ему быть терпеливым и прибавляла, что все в доме здоровы и заранее радуются его возвращению. Санин нашел это письмо довольно сухим -- однако взял перо, бумагу... и все бросил. "Что писать?! Завтра cам вернусь...

***
А в тот же день, два часа спустя, Санин в своей комнате стоял перед нею, как потерянный, как погибший...

-- Куда же ты едешь? -- спрашивала она его.-- В Париж -- или во Франкфурт?

-- Я еду туда, где будешь ты, -- и буду с тобой; пока ты меня не прогонишь, -- отвечал он с отчаянием и припал к рукам своей властительницы. Она высвободила их, положила их ему на голову и всеми десятью пальцами схватила его за волосы. Она медленно перебирала и крутила эти безответные волосы, сама вся выпрямилась, на губах змеилось торжество -- а глаза, широкие и светлые до белизны, выражали одну безжалостную тупость и сытость победы. У ястреба, который когтит пойманную птицу, такие бывают глаза.

Tags: измена, кино, книги, мое кино, мои книги, тургенев иван, цитаты, чужие комментарии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments