жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Мое кино. Дэвид Кроненберг - "Опасный метод" ("A Dangerous Method"), 2011 год

Незадолго до Первой Мировой Войны еще полные жизни Цюрих и Вена становятся авансценой для темной истории, исполненной сексуальных и интеллектуальных открытий.

1327788679_opasniy-metod-letitbit_gs (403x565, 68Kb)

Цюрих, 1904 год. 29-летний психиатр Карл Юнг (Фассбендер) находится в самом начале своей карьеры. Он проживает в клинике Бургхёльцли с беременной женой Эммой. Вдохновленный работами Зигмунда Фрейда (Мортенсен), Юнг пробует экспериментальное лечение, известное, как психоанализ или «лечение словом», на своей пациентке - восемнадцатилетней Сабине Шпильрейн (Найтли).

Сабина родилась в России, в Ростове-на-Дону, она прекрасно образована, богата и свободно говорит на немецком. Её диагноз – психотическая истерия, она считается буйной и жестокой. На сеансах с доктором Юнгом Сабина рассказывает о своем детстве, омраченном унижением и побоями со стороны ее авторитарного отца. Психоанализ открывает тревожные сексуальные отклонения в ее болезни, что подтверждает теорию Фрейда о связи сексуальности и эмоциональных расстройств.Юнг начинает переписку со своим учителем, доктором Фрейдом, консультируясь по делу Сабины. Со временем профессиональные отношения превращаются в дружбу: Фрейд видит в Юнге своего интеллектуального наследника и приемника. Лечение проходит на удивление успешно, и Сабина сама решает заняться психиатрией.


Фрейд просит Юнга об услуге: помочь в лечении знакомого психиатра, Отто Гросса (Кассель), которого он описывает, как аморального человека и наркомана. Юнг заинтригован дерзкими и умными аргументами Гросса против моногамии. Он поддается влиянию искусителя Гросса, беспечно игнорирует законы этики и полностью погружается в свои чувства к Сабине. Их сексуальные отношения разрушают связь между доктором и пациенткой.

Из-за расхождения идеологий Фрейд и Юнг начинают отдаляться друг от друга. Юнг протестует против жесткой приверженности Фрейда к теориям о сексе. Фрейд раздражен возрастающим интересом Юнга к мистицизму. Альянс двух светил науки в опасности. Они отправляются в совместное путешествие в Америку, к которому Юнг относится крайне благосклонно, а Фрейд - скорее недоверчиво.



Измученный виной и чувством ответственности перед профессией, Юнг разрывает отношения с Сабиной. Она нападает на Юнга в его кабинете перед отъездом в Женеву, где собирается лечиться у Фрейда. Юнг в отчаянной попытке спасти свою репутацию отрицает в письме к Фрейду свой роман с Сабиной, тем самым теряя уважение наставника. Эта уловка также подрывает и доверие Сабины. Позже они с Юнгом находят взаимопонимание, оказавшись в последний раз вместе в постели. В этот момент Сабина решает, что ей необходима свобода.

Порвав с Юнгом, Фрейд осознает свою смертность. Он видит потенциал Сабины как терапевта и отдает ей часть своих клиентов. Самоутвердившись профессионально, Сабина забывает о своих чувствах к Юнгу.

Наша история заканчивается в 1934 году, когда вышедшая замуж и беременная Сабина навещает Юнга, чтобы обнаружить, что он сохранил свой брак, но нашел себе новую любовницу. Юнг изменился, это уже не тот оптимистичный молодой человек, которого мы встретили в начале. Он многому научился, но в процессе не только разрушил отношения со своими близкими, но и себя самого…

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

• Сабина Нафтульевна Шпильрейн выписалась из швейцарской клиники в 1905 году. В 1911 году в Цюрихе она защитила свою диссертацию, темой которой была шизофрения. В 1923 году Сабина вернулась в Россию и обучила несколько выдающихся советских психоаналитиков, после чего переехала в свой родной город Ростов-на-Дону, где продолжила заниматься медицинской практикой. В августе 1942 года, будучи уже вдовой, Сабина и две ее дочери были расстреляны эсэсовцами во время резни в Змиёвской балке. Шпильрейн опубликовала 30 научных работ, одна из которых, под названием «Деструкция, как причина возрождения» (1912), как принято считать, вдохновила Фрейда на теорию об инстинкте смерти.

• В 1938 году после присоединения Австрии к Рейху Зигмунд Фрейд был допрошен в гестапо, а затем за невероятный выкуп в размере четырех тысяч американских долларов получил возможность покинуть Германию, вместе с женой Мартой и дочерью Анной. В 1939 году безумно страдающий от рака Фрейд уговорил своего друга Макса Шура совершить эвтаназию. Фрейд скончался от тройной дозы морфия в своем доме в северном Лондоне в возрасте восьмидесяти трех лет.

• Карл Густав Юнг страдал от продолжительного нервного срыва после Первой мировой войны. Ему удалось вылечиться, и он стал одним из ведущих мировых психологов. Юнг пережил свою жену Эмму и умер в 1961 году в своем доме в швейцарском Кюснахте возрасте восьмидесяти пяти лет.

• Отто Гросс, наркоман и пропагандист свободной любви, умер от голода в Берлине в 1919 году.

СО СЦЕНЫ НА ЭКРАН

Идея «Опасного метода» появилась у драматурга Кристофера Хэмптона еще в середине 90-х годов. Он был чрезвычайно увлечен психоанализом и посвятил много времени исследованию отношений Юнга, Фрейда и Сабины, в частности посетил клинику Бургхёльцли в Цюрихе, где прочитал историю болезни Сабины, которая велась от руки лично Карлом Юнгом. «Эти люди были пионерами науки, а психоанализ был революционной идеей. Он открыл много запертых шкафов и отменил многие табу. В конце ХIХ века потоки новых идей изменили отношения в обществе», - рассказывает Хэмптон.

Хэмптон превратил этот материал в театральную постановку, которая называлась «Лечение словом». Она с успехом шла на сцене Национального театра в Лондоне, роль Юнга исполнял Рэйф Файнс. Несколько лет спустя прославленный режиссер Дэвид Кроненберг попросил Хэмптона адаптировать пьесу под киносценарий. Кроненберг поясняет: «В оригинальной пьесе Кристофера Хэмптона я нашел интересный материал для создания фильма. Это рассказ об эмоциональном разладе, усугубленном приближением Первой Мировой Войны, он обещал погружение в глубокие и сложные отношения людей. Тот факт, что эта история основана на реальных фактах, и то, что треугольник Юнг-Фрейд-Сабина породил современный психоанализ, сделали этот сюжет идеальным для меня».

Хэмптон начал работать над сценарием, вплетая исторические события и цитаты реально существовавших персонажей в драматическую историю столкновения идеологий. Кроненберг отнес проект своему хорошему другу Джереми Томасу (лауреат премии «Оскар», продюсер таких картин, как «Последний император», «Под покровом небес» и «Сексуальная тварь»). Томас ранее сотрудничал с Кроненбергом, вместе они сделали два отмеченных критиками фильма – «Автокатастрофа» и «Обед нагишом». Для Томаса решение было моментальным. Он объясняет: «Режиссер Дэвид Кроненберг, работающий с блистательным автором Кристофером Хэмптоном, как я мог такое пропустить? Я прекрасно понимал, что дуэли в диалогах будут отлично смотреться в исполнении первоклассных актеров и произведут большое впечатление на зрителей, особенно если будут поставлены прекрасным режиссером».

Хэмптон с удовольствием приступил к работе с Кроненбергом: «Я думаю, Дэвид обладает удивительным сочетанием невозмутимой объективности и яростной вовлеченности в процесс. Действительно оригинальное сочетание, которое отлично подходит для этой истории. Это рассказ о людях, пытающихся повлиять на законы цивилизации и направить своих пациентов к некоторой «норме». И в то же самое время они начинают понимать, что нет никакой нормы, они сами, как и каждый из нас в какой-то степени, живут на грани и ведут борьбу с внутренними противоречиями. Дэвид - великолепный режиссер, который может показать суть этих противоречий».

Кроненберг был пленен идеей снять фильм о трех харизматичных фигурах истории. Особенно его заинтересовала Сабина, относительно неизвестная личность, которая во многом повлияла на профессиональную деятельность Фрейда и Юнга. Режиссёр говорит: «Сабина во многом способствовала развитию теорий обоих ученых, и никто не знал об этом до тех пор, пока не была обнаружена их переписка. Они были удивительными людьми, и это совершенно великолепная история».

Для Томаса, продюсера, известного своими нестандартными картинами, эта малоизвестная история стала очередным сюжетом, который было необходимо перенести на экран. «Мое внимание всегда привлекали такие сюжеты. В сердце «Опасного метода» - удивительная история, показывающая, что даже те, кто лучше всего понимают человечество, могут быть сломлены самыми простыми человеческими эмоциями. Любовь, сексуальное влечение, амбиции, ложь, эмоциональные срывы, бурные разногласия и апокалипсические мечты лежат в основе встречи и последующего расставания Юнга, Фрейда и Сабины, людей, которые раз и навсегда изменили современное мышление».

ЮНГ, ФРЕЙД И САБИНА НА ЭКРАНЕ

Основной задачей кастинга было подобрать актеров, которые смогут правильно создать на экране главных героев, переживающих ключевые события своей жизни. Как говорит Томас, «это исследование человеческого разума через молодых персонажей. Юнгу - 30 лет, Фрейду - 50 лет, Сабине - чуть больше 20 лет, а Гроссу - чуть больше 30 лет. Дэвид очень хотел, чтобы эти роли сыграли Майкл Фассбендер, Вигго Мортенсен, Кира Найтли и Венсан Кассель, и я думал, что это отличный выбор».

Сабина Шпильрейн была одной из первых женщин-психоаналитиков, пионером в своем направлении – детской психологии. Тем не менее, она едва упоминается в истории психоанализа. В 1912 году она представила Психоаналитическому обществу свою концепцию сексуального влечения как совокупности инстинктов разрушения и трансформации. В этой презентации хорошо видно, как Сабина повлияла на работы Юнга и Фрейда: от идей Юнга об архетипах (трансформация) до теории Фрейда о сексуальном инстинкте и инстинкте смерти. Фрейд позднее признал в одной из своих книг, что именно Сабина навела его на эту теорию, в то же время Юнг, скорее всего из-за природы их отношений, никогда не упоминал Сабину.

Только записи Сабины, ее персональные дневники и переписка с Юнгом и Фрейдом помогли понять, насколько она повлияла на обоих ученых.

Кроненберг поясняет, что заставило его перенести на экран этих сложных, реально существовавших персонажей: «В случае с «Опасным методом» я стремился создать элегантное кино, которое соблазняет зрителя эмоциональным ужасом. Я был вдохновлен оригинальными и интимными подробностями, иллюстрировавшими трех главных персонажей. Это - странный любовный треугольник. Нет, у Сабины и Фрейда не было никаких сексуальных отношений, но, тем не менее, любовь жила в каждом углу этого треугольника, даже между Юнгом и Фрейдом. Это история невероятной привязанности и крепкой дружбы».

Майкл Фассбендер – Карл Юнг

Майкл Фассбендер, разносторонний и востребованный молодой актер, был выбран на роль Карла Юнга, персонажа, которого он очень хотел сыграть, поскольку был заинтересован этим относительно неизвестным эпизодом из жизни Юнга и Фрейда. Он утверждает, что, по его мнению, Сабина повлияла на самих ученых и их работы. «Согласно информации, собранной Кристофером Хэмптоном, она помогла Юнгу в разработке теории интровертов и экстравертов, и я сомневаюсь, что он хоть как-то отблагодарил ее. Между этими тремя персонажами существовала интересная динамика, Сабина внесла разлад в отношения Юнга и Фрейда. Но между тем она хотела, чтобы они продолжали сотрудничать, поскольку понимала, что если они разойдутся, психология потеряет 100 лет в развитии. «Опасный метод» - кусочек жизни этих известных людей, о котором мы даже не подозревали».

Фассбендера привлекла возможность поработать с Дэвидом Кроненбергом. Он считает, что многие зрители могут увидеть себя в отношениях предусмотрительного Юнга с его наставником Фрейдом, женой Эммой, пациентами Сабиной и Отто Гроссом. Майкл рассказывает: «Это очень понятное кино, вы видите, что это всего лишь люди, которые совершают обычные человеческие поступки. У них такие же страсти и эмоции. Это были блестящие умы, но с огромным эго. Мне было интересно работать с этими персонажами, наблюдать за их реакциями и взаимодействием с другими людьми».

Кира Найтли – Сабина Шпильрейн

Ключевая роль Сабины Шпильрейн была предложена известной актрисе Кире Найтли. Прочитав сценарий, она немедленно приняла предложение окунуться в мир психоанализа. Кира изучала книги по психологии, искала информацию о Сабине, общалась с психоаналитиками. «Я нашла чрезвычайно увлекательным тот факт, что в этом фильме показано зарождение психоанализа. Это огромная часть современной культуры. Когда мы используем слова «эго» и «комплекс», мы даже не задумываемся, кто их придумал. Вот так все начиналось».

Истеричная и проблемная Сабина, которую мы встречаем в начале фильма, отличается от персонажей, которых Найтли играла прежде. Она охотно приняла вызов сыграть эту удивительную женщину, повлиявшую на двух ключевых мыслителей XX века. Найтли объясняет: «У Сабины были серьезные психологические проблемы, когда она только прибыла в клинику, но я думаю, что Юнга сразу привлекли ее острый ум, смелость и открытость. Он много читал о Фрейде и той форме психоанализа, которую Фрейд называл «лечение словом». Юнг использовал Сабину для испытания этого метода, который оказался очень успешным. Я думаю, честность Сабины, ее сила и красота заинтриговали его и выбили из колеи».

Вигго Мортенсен – Зигмунд Фрейд

Вигго Мортенсен с удовольствием принял предложение в третий раз поработать с Дэвидом Кроненбергом и сыграть знаменитого Зигмунда Фрейда. Мортенсен полностью погрузился в изучение жизни и работ Фрейда, он посетил место его рождения, дома в Вене и Лондоне, клинику Бургхёльцли, изучил его манеры поведения и даже начал курить такие же сигары.

Его исследование включало в себя гардероб и чувство юмора Фрейда. «Фрейд одевался в одном стиле на протяжении многих лет. Он писал на немецком языке так, как на нем писали в XVIII и XIX веках, он никогда не менялся. В своих письмах к Юнгу Фрейд использует официальный язык, хотя в разговоре был остроумным. Все это было очень весело играть. Юнг был невероятно умным мужчиной, но совершенно отличался от Фрейда».

Фрейд считал, что важно говорить пациентам правду об их состоянии, чтобы они могли справиться с ним. Юнг же верил, что важно объяснить человеку процесс развития болезни и помочь ему на пути к выздоровлению. «Юнг был открыт для экспериментов, а Фрейд помешан только на одном направлении психологии», - рассказывает Фассбендер.

Мортенсен считает, что методы Фрейда отличались от методов Юнга, поскольку он хотел, чтобы пациенты понимали свои проблемы. Он поясняет: «Фрейд часто говорил, что необязательно вылечить человека, это не цель. Цель – слушать и понимать его, чтобы помочь ему понять, почему он делает те или иные вещи, почему чувствует что-либо».

Отто Гросс – Венсан Кассель

Важная роль Отто Гросса была предложена успешному, удостоенному многих наград французскому актеру Венсану Касселю. Он уже снимался у Кроненберга вместе с Вигго Мортенсеном в фильме «Порок на экспорт» и с радостью согласился поработать с ними еще раз. Кассель сыграл психиатра с совершенно иным подходом, чем у Юнга и Фрейда. Гросс верил, что должен жить полной жизнью, чтобы понимать и лечить пациентов, и полностью следовал этой теории.

Гросс был очень продвинутым в своих идеях, манерах и одежде, для своего времени невероятно эксцентричным. Это очень понравилось Касселю. Он рассказывает: «Отто Гросс действительно болен. Он увлекается наркотиками, у него беспорядочные связи с женщинами и дети по всему миру. Моего персонажа можно описать одним предложением: «Никогда ничего не сдерживай». Поэтому он делает только то, что хочет. Думаю, его можно назвать нигилистом».

Гросс встречает Юнга, когда тот, с одной стороны, подвергает сомнению методы Фрейда, а с другой - испытывает эмоциональное и сексуальное притяжение к Сабине. В каком-то смысле Гросс выступает катализатором сексуальных отношений Юнга и Сабины, ведь именно в разговорах с ним Юнг решает переступить через свои принципы.

Гросс предполагает, что Юнг одновременно хочет и боится отношений с Сабиной. Кассель говорит: «Отто Гросс был невероятно соблазнителен, смел и умен, когда рассказывал про свою жизнь и свои теории. Я думаю, когда Юнг разговаривает с ним, он хочет получить разрешение, и Отто говорит ему то, что он желает услышать. Мы просто два мужчины, которые говорят друг с другом, и один дает другому совет, как вести себя с девушкой. Правда, нужно учесть, что я доктор и при этом болен, и девушка - тоже больна. Получается довольно опасная комбинация

Tags: кино, кино другое, мое кино, психология, фрейд, юнг карл
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments