жемчужИна (neznakomka_18) wrote,
жемчужИна
neznakomka_18

Мое кино. Андрей Смирнов. Осень (1974). Комментарии, стихи, видео

Двое, которым уже за тридцать (тридцатитрёхлетний Андрей Смирнов написал сценарий и поставил фильм в немалой степени о самом себе, ведь и актриса Наталья Рудная была в реальной жизни его первой женой), вновь встречаются вместе и, плюнув на все условности, уезжают в отпуск в деревню, как бы заново переживая свою юношескую любовь.



Выложу вначале два чужих комментария к фильму, наиболее близко отразивших мое впечатление о нем:

Семь дней любви — семь дней непонимания

Илья и Александра, новоиспеченные молодожены, по крайней мере, так они всем представляются, едут из Ленинграда на недельку в деревню, очевидно, чтобы отдохнуть и насладиться друг другом. Они знают друг друга с детства, но как-то поначалу не сложилось. У каждого за плечами по одному не слишком удачному браку, но теперь они снова вместе. Но что-то не так: почему-то задумчив новоиспеченный муж, и не слишком-то искрится счастьем лицо жены.

Наверняка, ужасно длинными показались им эти семь дней любви — семь дней непонимания друг друга. За столь короткий срок героям фильма не удалось прожить и дня без выяснения отношений. Причем разговоры эти — не бытовые ссоры, а типично интеллигентские размышления о сути любви и брака.



Саша — красивая молодая женщина со сложным характером: злая, как говорит она сама, а многие и вовсе считают её истеричкой. Илья — «матерый», по мнению жены, мужик, и действительно, несмотря на мирную профессию доктора, он представляется сильным и телом и духом. Александра имеет максималистские взгляды на отношения полов и склонна выражать свои претензии. Малоразговорчивый Илья, напротив, старается уйти от проблем в свои размышления или, к примеру, в пивную.

Деревенская пара Дуся-Эдик представляет полную противоположность: просты запросы, а следовательно просты и отношения. Удивительно, как, несмотря на социальные и культурные различия хозяйка и гостья находят общий язык. Дуся сыплет прописными истинами вроде: как же ты вышла замуж, если не знаешь, сколько он зарплату получает, или любовь не важна, главное, чтобы уважал. И Саша слушает её и понимает значение этой простоты, вот только не знает, как приживить её к своей натуре.

Очевидно, что режиссер, явно отдавая предпочтения жителям деревни, считает эти усложнения противоестественными: красота природы, удовольствие от рыбной ловли и блаженство земной любви — все бесследно тонет в словах и молчании, полном взаимных обид. Но не высказать, как Она хочет обычного женского счастья, но будет героически отстаивать право на любовь с большой буквы. А Он, вряд ли даже сам себе признается в нерешительности, не позволяющей поставить крест на прошлом.


***
Кино про измены в СССР почти не снимали. Разве что про Анну Каренину да деревню Пеньково, где были лишь намеки, адские метания героев, позволивших себе пожелать жену/мужа ближнего своего, и суровая мораль. И тут такой лакомый кусок! О важном, о наболевшем. Его редко показывали по ТВ, но наши родители его запомнили, полюбили и с удовольствием вспоминают.

Ох, уж это сладкое слово адюльтер, которое для тех двоих на поверку оказывается с ощутимым привкусом горечи. И вот бегут они в деревню — подальше от шепотков, косых взглядов и грязных намеков. Говорят, в одну и ту же реку дважды не войти. Эти двое попытались. Но, мне кажется, это не принесло им ни счастья, ни удовлетворения. Герои будто не могут насытиться друг другом, словно стараются наверстать все эти упущенные годы и по этой части вроде все хорошо. Но в промежутках они разговаривают. И в разговорах этих вся боль интеллигентского мира, все их метания, помноженные на взаимные обиды, упреки и оправдания, почему все сложилось так, а не иначе. Вот уж поистине, с женским телом договориться легче, чем с самой женщиной.

Я благодарна авторам за возможность додумать сюжет в прошлом и настоящем, за многовариантность этих додумок. Хоть и говорят, мол, история не знает сослагательного наклонения и личная история Ильи и Александры, наверное, тоже. Не думаю, что продолжение этой любви в городских реалиях будет радужным и безоблачным, но мне видится, что все случилось вовремя и именно так, как должно было случиться. Если бы — о чем они оба горько сожалеют — роман их молодости воплотился в семейную жизнь, думаю, он не протянул бы и пары лет, смертельно споткнувшись о молодой мужской эгоцентризм и женский максимализм. С возрастом же мы более готовы к компромиссам, четче расставляем приоритеты. Хочется верить, что опыт неудачных отношений все-таки чему-то учит.

Отлично подобраны, намой взгляд, артисты на главные роли: Наталья Рудная и Леонид Кулагин. Веришь, что она может быть той женщиной, воспоминания о которой герой пронес сквозь жизнь. Есть в ней некая манкость. Кулагина после «Дворянского гнезда» и «Черной стрелы» вообще не представляю в каких-то простых ролях: исключительно интеллигенты да аристократы. После просмотра этого фильма понимаю, почему для поколения моих родителей он, как сказали бы сейчас, секс-символ.

Видимо, для контраста с этой парой в фильме присутствует еще одна: Дуся, хозяйка дома, в котором «молодожены» снимают комнату и ее муж Эдик, в исполнении великолепных и любимых Натальи Гундаревой и Александра Фатюшина. И все у них просто и по полочкам разложено, подкреплено вековой народной мудростью. Эта молодая деревенская жительница словно родилась с этим знанием простых житейских рецептов, словно из земли их впитала или выпила с холодной колодезной водой: когда нужно свою гордость показать, когда наоборот стерпеть, промолчать; что важно для счастья, а что нет. И городские на этом фоне — как деревья: кронами взмывают высоко в небо, да корни неглубоки, любому житейскому ветру под силу свалить.

Для меня этот фильм чем-то перекликается с «Осенним марафоном». Может из-за Гундаревой. Может потому, что время действия — осень. Может потому, что на повестке дня снова извечные метания советского интеллигента в любви.

PS: музыку к фильму, между прочим, Альфред Шнитке написал.


http://www.kinopoisk.ru/film/42796/



Мой комментарий:

Не знаю, каким образом этот фильм очутился в моем списке "Посмотреть". Возможно, где-то о нем что-то вычитала такое, что привлекло мое внимание, а возможно, зацепил где-то упомянутый факт, что в этом фильме герой читает  Пастернака... Не помню. Но фильм посмотрела с интересом.

От себя же добавлю вот что.  Очень интересно мне было наблюдать за тем, как двум влюбленным людям, когторым судьба подарила второй шанс, не хватает ума понять, что порой выяснения отношений убивают сами отношения. Это только по молодости кажется, что все эти слезы, истерики, обиды, претензии (чаще всего женские), а также эгоизм, упрямство, гордость и неумение идти на компромисс распаляют чувства и укрепляют отношения. Чем старше становишься, тем яснее осознаешь, что все как раз наоборот.

Один эпизод меня особенно впечатлил. Покидая гостеприимных хозяев, герои собираются уезжать. Муж хозяйки провожает их до автобуса. Героиня, уверенная, что он будет огорчен ее отъездом, села в автобус и пытается поймать его взгляд и помахать ему рукой, так сказать, одарить его прощальным жестом королевы и потешить свое самолюбие, увидев, как он будет счастлив поймать ее взгляд на прощанье. А он и не смотрит в ее сторону, а тут же, повстречав какого-то своего знакомого, пошел с ним рядом, смеясь и совершенно уже забыв уже о своей гостье. Героине этого не понять. Она любит все усложнять и из всего делать драму.

Я не выступаю за примитивность чувств. Но надо уметь не усложнять то, что может и должно быть простым. Надо уметь не зацикливаться на проблемах, а выходить из них. Это то, что я вынесла из этого фильма. А еще то, что одной любви порой недостаточно для построения прочных отношений. И что сами отношения - это большая работа. Не длинные и утомительные выяснения, кто прав, кто виноват, а взаимоуступчивость, и гибкость, и желание добра для ближнего - не в своем, а в его понимании.

И, Господи, как же много зависит в отношениях  от женщины!


***


А это отрывок из фильма, где герой читает отрывок из Пастернака:



А это все стихотворение целиком:


На ранних поездах

Я под Москвою эту зиму,
Но в стужу, снег и буревал
Всегда, когда необходимо,
По делу в городе бывал.

Я выходил в такое время,
Когда на улице ни зги,
И рассыпал лесною темью
Свои скрипучие шаги.

Навстречу мне на переезде
Вставали вётлы пустыря.
Надмирно высились созвездья
В холодной яме января.

Обыкновенно у задворок
Меня старался перегнать
Почтовый или номер сорок,
А я шёл на шесть двадцать пять.

Вдруг света хитрые морщины
Сбирались щупальцами в круг.
Прожектор нёсся всей махиной
На оглушённый виадук.

В горячей духоте вагона
Я отдавался целиком
Порыву слабости врождённой
И всосанному с молоком.

Сквозь прошлого перипетии
И годы войн и нищеты
Я молча узнавал России
Неповторимые черты.

Превозмогая обожанье,
Я наблюдал, боготворя.
Здесь были бабы, слобожане,
Учащиеся, слесаря.

В них не было следов холопства,
Которые кладёт нужда,
И новости и неудобства
Они несли как господа.

Рассевшись кучей, как в повозке,
Во всём разнообразьи поз,
Читали дети и подростки,
Как заведённые, взасос.

Москва встречала нас во мраке,
Переходившем в серебро,
И, покидая свет двоякий,
Мы выходили из метро.

Потомство тискалось к перилам
И обдавало на ходу
Черёмуховым свежим мылом
И пряниками на меду.

Март 1941

Tags: видео, кино, кино русское, мое кино, мои комментарии, о любви, пастернак борис, стихи, чужие комментарии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments